Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Суд над нацистским охранником Демьянюком как шанс на "покаяние" Германии

"Немецкое государство было близко к тому, чтобы упустить великолепную возможность поквитаться с несправедливостью, установить степень вины и меру наказания. Возможность добиться правды. Шанс на покаяние. Тот факт, что прокуратура Мюнхена воспользовалась т

Суд над нацистским охранником Демьянюком как шанс на "покаяние" Германии picture
Суд над нацистским охранником Демьянюком как шанс на покаяние Германии picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Суд над Иваном Демьянюком, которого обвиняют в том, что он служил охранником в концентрационном лагере, дает хороший шанс немецкому государству. Оно может продемонстрировать гражданам свою способность поквитаться с исторической несправедливостью.

Суд над Иваном Демьянюком, которого обвиняют в том, что он служил охранником в концентрационном лагере, дает хороший шанс немецкому государству. Оно может продемонстрировать гражданам свою способность поквитаться с исторической несправедливостью.

Преступления были совершены 65 с лишним лет назад, а обвиняемому почти 90 лет. Прокуратура Мюнхена, наконец, предъявила охраннику концентрационного лагеря Ивану Демьянюку обвинение в соучастии в убийстве по 27900 эпизодам. Это будет один из самых последних громких судебных процессов над нацистами.

Суд едва не опоздал. Вопрос о том, надо ли судить таких преступников Холокоста как Демьянюк, и как это делать, мог решиться сам собой, учитывая преклонный возраст обвиняемого. Таким образом, немецкое государство было близко к тому, чтобы упустить великолепную возможность поквитаться с несправедливостью, установить степень вины и меру наказания. Возможность добиться правды. Шанс на покаяние.

Тот факт, что прокуратура Мюнхена воспользовалась такой возможностью после всех этих долгих лет, делает ей большую честь. Она покончила с ужасающей аргументацией в пользу того, что "надо подвести черту" - оставить в покое старого человека, который на протяжении десятилетий являлся честным гражданином американского штата Огайо. Подвести черту, потому что все это длится слишком долго. Но убийство и соучастие в убийстве не подпадают под срок давности. Кроме того, нет никаких возрастных ограничений для наказания за совершенное преступление.

Кое-кто жалуется на то, что Демьянюка могут наказать за преступление, за которое другие так и не понесли наказание. Этот украинец - первый охранник концлагеря, представший перед немецким судом, не являясь уроженцем Германии. До сих пор органы юстиции старались не заниматься подобными делами. Но тот факт, что суды в послевоенное время были тяжелы на подъем, ни в коей мере не является причиной для того, чтобы и сейчас повторять ту же ошибку. Прав равенства несправедливости не существует.

По законам Германии срока давности на преступления с убийством нет. Это звучит как формализм - ведь Демьянюк вряд ли отсидит весь свой срок. Было заявлено, что он по состоянию здоровья может предстать перед судом, но это не значит, что здоровья ему хватит и на то, чтобы пойти в тюрьму. Но главный вопрос здесь не в том, чтобы отбыть наказание. Здесь важнее всего судебный вердикт. Прошло шестьдесят лет после злодеяний нацистов, а приговор по-прежнему служит своей цели.

Большая часть причин для наказания Демьянюка уже неприменима. Социальная реабилитация не может служить целью наказания, так как он ее уже прошел. Он ни для кого не представляет угрозу. Не стоит также вопрос и о предотвращении новых массовых убийств. Остается только мщение. И учитывая то, в каких жестокостях обвиняют Демьянюка, это настоящая гуманная необходимость. Но месть имеет отношение к нравственности, а не к справедливости, а нравственности нет места в уголовном судопроизводстве.

Истинная цель приговора совсем в другом. Государство должно доказать своим гражданам, что законы соблюдаются, а наказание неотвратимо. Это прямой сигнал народу. Для этого Демьянюка не нужно сажать на долгие годы в тюрьму. Важен сам приговор, ведь он означает, что граждане могут быть уверены: государство делает все, чтобы справедливость восторжествовала, и чтобы правда вышла на свет.

В случае с Демьянюком для этого потребуется масса усилий. Для начала, очень сложно найти надежные свидетельские показания. Большинство свидетелей умерло, а сам обвиняемый вряд ли заговорит. Письменные показания умерших свидетелей противоречат одно другому, а многие документы, якобы доказывающие его вину, оспариваются, поскольку не считаются подлинными. Доказать вину Демьянюка по отдельным эпизодам почти невозможно. Обвинение должно как минимум доказать, что он был охранником в лагере смерти "Собибор". Согласно историческим исследованиям, каждый работавший в лагере являлся частью машины смерти - а следовательно, все они виновны в соучастии в убийстве. Но и это доказать будет непросто.

Еще одно препятствие на пути вынесения обвинительного приговора Демьянюку - это то затруднительное положение, в котором в те годы оказался молодой еще тогда человек. В конце концов, в того преступника, которым он стал, его превратили нацисты и существовавшие тогда обстоятельства. Если бы не его подготовка и обучение на охранника в учебном центре в Травниках, он вполне мог погибнуть от голода, холода, либо от одной из многих болезней, что свирепствовали в лагере, где он находился в качестве заключенного.

Кроме того, адвокаты Демьянюка будут ссылаться на предполагаемое принуждение. Они станут утверждать, что Демьянюк убивал из страха, опасаясь, что немцы расстреляют его, если он не станет выполнять их команды. Но Демьянюк мог бежать из Травников, как это делали другие. Если бы Демьянюка поймали, нацисты вряд ли стали его убивать. И он об этом знал: Демьянюк как-то сбежал на короткое время, но потом вернулся, и его наказали весьма мягко, ударив несколько раз палкой.

Вынести Демьянюку приговор будет непросто. Суду придется принять во внимание все - его поступки, мотивы, сотрудничество с преступниками под принуждением. Но жертвы и их родственники имеют право узнать приговор. А граждане имеют право увидеть, как государство делает все от него зависящее, чтобы осуществить правосудие. Ибо только стремление во что бы то ни стало раскрыть правду делает государство правовым. А правда не имеет срока давности.

_________________________________________________________

Счет Демьянюку: не меньше 29 700 жизней ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)

Стремление посткоммунистической Европы добиться справедливости в отношении жертв Холокоста вызывает антисемитские настроения ("Christian Science Monitor", США)

Обсудить публикацию на форуме