Сначала, 5 июля, в Болгарии состоялись выборы, в результате которых к власти пришла новая партия - 'Граждане за европейское развитие Болгарии' Бойко Борисова.
Борисов - или Бэтмен, как его называют любя сторонники - при коммунистическом режиме был полицейским, позже основал преуспевающую охранную фирму, а с 2005 году был мэром Софии. Его кампания была построена на традиционных обещаниях - борьбы с коррупцией и светлого экономического будущего. В одном из интервью 'Шпигелю' Бэтмен хвастался, что получал 'благодарственные письма' от ЦРУ и ФБР - как он утверждает, за борьбу с темными силами. Одним из его первых шагов на посту премьер-министра было приостановление существующих энергетических контрактов с Москвой - на строительство газопровода 'Южный поток' и атомной электростанции.
Каждому понятно, что этот триумф 'демократии' 'made in USA'. В 2005 году Москва предложила проекты двух газопроводов в обход Украины и Польши - 'Северный поток' по дну Балтийского моря до Германии и 'Южный поток' по дну Черного моря до Болгарии и далее в Европу. Правительство Болгарии, несмотря на то, что страна состоит в ЕС и НАТО, подписало в 2008 году энергетические соглашения с Москвой. Это вкупе с украино-российским газовым кризисом в январе 2009 года сделало смену режима в Болгарии жизненно необходимой, и совершенно очевидно, что здесь не обошлось без услуг финансируемого американским правительством Национального фонда демократии (National Endowment for Democracy), который помогал свергать болгарское правительство в 1990 году. Всего через неделю после выборов, омраченных подкупом избирателей (невзирая на NED или благодаря ему), новый премьер-министр Болгарии отменил сделку с Россией.
Через неделю после этого Борисов отправился в Анкару подписывать соглашение о строительстве трубопровода ЕС 'Набукко'. Демократ Ричард Морнингстар (Richard Morningstar), специальный посланник США по вопросам энергетики в Евразии, и сенатор-республиканец Ричард Лугар (Richard Lugar) (обратите внимание на то, что представлены обе партии) вместе с ним участвовали в церемонии подписания, которая прошла 13 июля в Анкаре. Если все пойдет по плану, то проект 'Набукко' отодвинет 'Южный поток' на второй план и будет доставлять газ из каспийского региона и с Ближнего Востока на рынки Центральной и Западной Европы, а возможными поставщиками будут Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Иран и Ирак.
Сенатор Лугар бесстрастно заявил, что подписанное в Турции соглашение по 'Набукко' 'является сигналом всему миру о том, что государства-партнеры не намерены мириться с манипуляцией поставками энергоносителей в политических целях. Кроме того, оно обладает потенциалом для создания новых направлений мирного сотрудничества'. Ему вторил и Обама, заявивший в своей 'московской речи' 7 июля: 'В 2009 году великой державе не нужно демонстрировать свою мощь, угнетая или демонизируя другие страны. Ушли те времена, когда империи играли другими суверенными государствами, словно фигурами на шахматной доске'.
Однако Азербайджану, возможно, будет непросто поставить достаточный объем газа для обеспечения рентабельности 'Набукко', поскольку в июне он инициировал контракт с российским 'Газпромом' о поставках газа со своего месторождения 'Шах-Дениз' - того же самого, которое должно обеспечивать газом 'Набукко'. Президент Азербайджана Ильхам Алиев оказался в центре соперничества между Россией и Западом, и ключевой вопрос заключается в том, кто заплатит самую высокую цену. Даже если концерн 'Набукко' предложит покупать азербайджанский газ по той же цене, что уже согласована с "Газпромом", то, как напоминает Ф. Уильям Энгдаль (F William Engdahl), топлива не так уж много. Существует ряд проблем, связанных и с другими потенциальными поставщиками.
Выступая в Сенате, сенатор Лугар заявил столь же бесстрастно: 'В идеале, этим капиталом могли бы стать поставки газа - а в свое время, возможно, и нефти - из объединенного Ирака. Это было бы чудесным событием и прекрасным окончанием очень трагического периода в их истории'. Если, разумеется, Ирак смирится со своим статусом государства-вассала США. Даже в этом случае иракский газ шел бы в Турцию по курдским районам, являющимся очагом сепаратизма как против Турции, так и против нынешнего иракского правительства. Вторым ключевым источником газа стал бы Иран.
При всей шумихе, что создана вокруг Обамы, его советники ведут ту же геополитическую игру, что Чейни и Буш. Это столкновение 'цивилизаций': США выступают в роли 'цивилизатора', а все остальные - в роли 'цивилизуемых'. Но Иран и Россию, равно как ряд других стран, не так просто, пользуясь языком Обамы, 'угнетать или демонизировать'. Для изменения динамики отношений Вашингтона с Тегераном потребовалось бы вторжение в Иран. А все горячие признания, исходящие из Вашингтона, не развеют подозрительность России, вызванную планом создания противоракетной обороны и обещанием НАТО проглотить Украину и Грузию.
В настоящее время трудно судить о степени 'цивилизованности' двух последних стран. После катастрофической войны с Россией прошлым летом грузинская оппозиция продолжает призывать к отставке президента Михаила Саакашвили. Рассчитывать на Грузию в ее нынешнем хаотичном состоянии как на важнейшее связующее звено проекта 'Набукко' было бы довольно рискованно.
Опросы общественного мнения, проводимые на Украине, демонстрируют нечто примечательное. 'Если бы мы пофантазировали и представили себе, что премьер-министр России Владимир Путин баллотируется на пост следующего президента Украины, то, по данным опросов, он победил бы в первом же туре, - говорит Алексей Ляшенко, аналитик киевского института Research & Branding. - Его единственным серьезным соперником был бы президент России Дмитрий Медведев'. По словам Ляшенко, в этом нет ничего нового. Даже во время 'оранжевой революции' 2004 г. рейтинг Путина составлял более 50 процентов. Опубликованные в мае результаты опросов говорят о том, что 58 процентов украинцев положительно относятся к Путину, а 56 процентов поддерживают Медведева. Рейтинг пророссийского главы оппозиционной 'Партии регионов' Виктора Януковича составляет сегодня 30 процентов, а премьер-министра Юлии Тимошенко - 15 процентов. За антироссийского президента Виктора Ющенко на выборах в январе 2010 г. проголосовало бы чуть больше 5 процентов избирателей.
По словам президента Киевского международного института социологии (КМИС) Валерия Хмелько, 'основной причиной такой популярности Медведева и Путина являются бесконечные конфликты и сведение споров в украинской политике, благодаря которым российские политики предстают в выгодном свете'.
'Свою роль играет и то, что украинцы предпочитают государственное российское телевидение и во время кризиса хотели бы видеть сильного лидера', - говорит Ляшенко.
По данным КМИС, 25 процентов украинцев хотят полного объединения с Россией, а 68 процентов - общего с Россией пространства без границ по образцу ЕС так, чтобы Россия и Украина были 'самостоятельными, но дружественными государствами' без визового режима и таможенного контроля. Опросы неизменно показывают, что более половины украинцев против вступления в НАТО, а по этому вопросу в любом случае должен быть проведен референдум.
'Более 90 процентов населения Украины позитивно относятся к России, и за последний год отношение только улучшилось', - отмечает президент КМИС Валерий Хмелько.
При этом нельзя сказать, чтобы украинцы испытывали симпатию к другу Ющенко Саакашвили. По словам Ляшенко, негативно к Саакашвили относятся 45 процентов, а позитивно - всего 11.
Официально Вашингтон по-прежнему поддерживает идею вступления в НАТО как Украины, так и Грузии, а на этой неделе Украину и Грузию посетил вице-президент Джо Байден. 'Наши усилия по перезагрузке отношений с Россией не будут осуществляться за счет каких-то других стран, - заявил советник Байдена по национальной безопасности Тони Блинкен (Tony Blinken). - Мы надеемся на то, что эти лидеры выполнят обещания революции и примут решение о сотрудничестве, каким бы трудным оно для них ни было, - сказал Блинкен, имея в виду 'оранжевую революцию' на Украине. Он заявил, что администрация Обамы - как и украинский народ, могли бы добавить мы - озабочена тем, что в Киеве царит 'политический паралич'. Что касается НАТО, отметил он, то только Украина и Грузия будут принимать решение о том, нужно ли им вступать в альянс. А судя по тому, что по вопросу об американском транзите войск и оружия в Афганистан по территории России Блинкен отделался лишь звонкой риторикой, а Обама практически промолчал, до этого дело дойдет еще нескоро.
Да, теперь очевидно, что Обама по всей видимости, подмигнул Путину на московском саммите, когда там 'всплыла' тема Украины, Грузии и НАТО. Только так он мог добиться согласия России на доставку своих войск к афганским полям сражений. Но успех трубопровода 'Набукко' безусловно раздражает Россию, равно как продолжающиеся 'учения' НАТО на Черном море и тесные связи между НАТО и всеми причерноморскими странами - кроме России. А Польша смело объявила о том, что ожидает поставки первых ракет уже в этом году.
Столкнувшись с такими играми, Москва должна не 'сморгнуть' первой и избежать любой дипломатической ошибки, за которую могли бы уцепиться вашингтонские ястребы. В любом случае, уничижительные слова главного советника Обамы по России Майкла Макфола (Michael McFaul) 'русские нам не нужны', произнесенные накануне визита Обамы в Россию, просто не соответствуют действительности. Болгаро-украино-кавказские интриги Вашингтона легко могут рухнуть в мгновенье ока.
Эрик Уолберг - автор журнала Al-Ahram. С ним можно связаться на сайте ericwalberg.com.
____________________________________________________________
Проект "Набукко" обходит "Южный поток" в региональной энергетической гонке ("EurasiaNet", США)
Обменяла ли Америка Грузию на Афганистан?! ("Georgian Times", Грузия)
Болгария подключается к газопроводу, чтобы перестать зависеть от России ("The Financial Times", Великобритания)