Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обама прав в отношении Ирана

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда иранцы вышли на улицы протестовать против итогов выборов, следовало ожидать, что сенатор Джон Маккейн (John McCain) и иже с ним будут давить на президента Барака Обаму, требуя, чтобы он в определенном смысле вернулся к 'доктрине свободы' президента Джорджа Буша. Буш, считавший, что Бог хочет, чтобы все были свободны, провозгласил повсеместную борьбу с тиранией в качестве политики Соединенных Штатов.

Когда иранцы вышли на улицы протестовать против итогов выборов, следовало ожидать, что сенатор Джон Маккейн (John McCain) и иже с ним будут давить на президента Барака Обаму, требуя, чтобы он в определенном смысле вернулся к 'доктрине свободы' президента Джорджа Буша. Буш, считавший, что Бог хочет, чтобы все были свободны, провозгласил повсеместную борьбу с тиранией в качестве политики Соединенных Штатов.

Разумеется, то, как Буш формулировал миссию Америки - это крайний случай, однако ничего нового в подобных декларациях и в требованиях насаждать за рубежом американские политические идеалы нет.

Французские революционеры 1789 года обладали в Америке широкой общественной поддержкой, пока их кровавые выходки не отвратили от них американцев. Подобный спад энтузиазма случался в Америке не раз. Например, в 1848 и 1956 годах восставшие против своих угнетателей венгры, обнадеженные горячей поддержкой своих американских сторонников, тщетно ждали помощи Соединенных Штатов.

Дополнительно запутывает дело то, что американские лидеры не стеснялись апеллировать к идеализму общества, преследуя важные национальные интересы. Территориальная экспансия Соединенных Штатов на континенте, а также в Карибском море и Тихом океане нередко оправдывалась цивилизаторской миссией.

В 1982 году президент Рональд Рейган призвал к крестовому походу за демократию и подтолкнул Конгресс создать Национальный фонд в поддержку демократии (National Endowment for Democracy). Сейчас этот фонд ежегодно делит примерно 85 миллионов долларов между республиканскими, демократическими, предпринимательскими и трудовыми организациями, программы которых 'способствуют укреплению демократических институтов по всему миру без участия государства'.

Республиканские и демократические организации - это, фактически, партийные каналы, через которые члены Конгресса могут влиять на политические системы других государств. Во время военного конфликта между Россией и Грузией, разгоревшегося в августе 2008 года председатель Международного республиканского института (International Republican Institute) кандидат в президенты США Маккейн обвинил своего соперника в равнодушии и немедленно провозгласил: 'Сегодня мы все грузины'.

Длительная история риторики и действий США в области защиты свободы, демократии и прав человека за рубежом создала зыбкую политическую почву, на которой стоял Обама к моменту начала кризиса в Иране. От него требовали действий могущественные внутренние, международные и иностранные лобби, а также зачастую слишком легко возбудимое общество.

Вместо того, чтобы заработать себе дополнительную популярность, уступив этому нажиму, Обама предпочел дать на кризис более спокойный и выдержанный ответ. Было ли это, как считают некоторые проявлением слабости, или же он осознал, что главный вопрос для политика в подобных случаях: каковы возможные издержки и выгоды с точки зрения безопасности и прочих национальных интересов Америки? Те, кто призывает действовать исходя из соображений морали (как они сами ее понимают), обычно не слишком задумываются над этим вопросом.

Мы живем в неспокойном мире, и нет никаких сомнений в том, что и Обама, и другие президенты в будущем еще не раз столкнутся со схожими кризисами. Президенту в такой ситуации легче, когда общество заинтересовано в происходящем и понимает, на каком минном поле, окружающем подобные кризисные ситуации, приходится маневрировать главе государства. Ниже приведены некоторые мысли, которые могут оказаться полезными для президента в эпоху после Буша:

#-# Конституция не требует от президента реформировать политические практики в мультикультурном мире.

#-# Президент вправе напомнить ярым сторонникам внедрения демократии в недемократические общества и культуры, что свобода досталась США не так просто, и что даже сейчас, после 200 лет, наполненных напряженной борьбой, иногда перераставшей в жестокие и кровопролитные конфликты, американская демократия продолжает совершенствоваться. Демократию, как и свободу, страна должна заслужить, вырастить и защищать самостоятельно.

#-# В тех редких случаях, когда не отреагировать невозможно, может так получиться, что президент будет говорить о правах человека, преследуя при этом на деле реальные национальные интересы. На него могут обрушиться обвинения в лицемерии и бесчувственности, но такова обычная цена, которую приходится платить за успешное управление государством в условиях состязательной демократии.

#-# Правила дипломатической игры задают определенные границы открытости, в рамках которых президент должен говорить о своих стратегических планах, не становясь объектом моральных претензий.

#-# Президент должен действовать исходя из сочувствия американского народа к бедным и угнетенным всего мира. Однако, осуществляя гуманитарную помощь, ему не следует принимать на себя роль социального реформатора или местного полицейского.

Э. Раймонд Платиг - бывший сотрудник госдепартамента, бывший профессор международной политики Денверского Университета, проживает в Ормонд-бич.

________________________________________________________

Протесты против репрессий в Иране ("Voice of America News", США)

Клинтон заверяет Москву в 'перезагрузке' ("The Wall Street Journal", США)

Обсудить публикацию на форуме