- Госпожа Эбади, недавно вы призывали усилить международное давление на Иран перед запланированной на следующей неделе инаугурацией президента Махмуда Ахмадинежада. Каким, на ваш взгляд, может быть возможный выход из нынешнего кризиса?
- Нынешняя ситуация в Иране действительно очень критическая. Людям нужна международная поддержка сейчас больше, чем когда-либо, т.к. политические противоречия в Тегеране исчерпали себя. Международное внимание и давление необходимо поддерживать и усиливать, если это возымеет действие на тех, кто призывает к выстрелам в Тегеране.
- Какие методы давления вы имеете в виду? Политические, экономические санкции или что-либо еще?
- Я против экономических санкций и военного вмешательства. Это, в свою очередь, приводит к новым боевым действиям и подталкивает людей к единению с правительством. Но политические санкции должны быть применены. Не стоит разрывать дипломатические отношения, вместо этого статус посольства может быть низведен до уровня консульства. Это не принесет вреда иранскому народу, но продемонстрирует изоляцию правительства. С другой стороны, если мир проявит равнодушие, положение иранского народа ухудшится. В частности, ООН необходимо занять более определенную и решительную позицию. Посредством механизма защиты прав человека и другими методами ООН должна расследовать нарушения, имевшие место в Иране, и собрать доказательства, которые могут быть однажды использованы для того, чтобы привести к ответу лиц, ответственных за события в стране.
Если одна страна хочет поддержать установление демократии в другой стране, в которой правит диктаторский режим, единственный способ сделать это - поддержать борцов за свободу, которые выступают за установление демократических институтов в стране.
Никто не может представить на Западе, что происходит сегодня в Иране. Силы безопасности применили против мирных демонстрантов на прошлой неделе дубинки и слезоточивый газ. Глубокий раскол между населением и властями может быть преодолен только, если правящий режим прекратит применение жестоких действий по отношению к собственному народу, когда все арестованные демонстранты будут освобождены, и семьи погибших получат компенсацию.
- Согласно мнению некоторых экспертов, в таких странах как Иран теократия имеет глубокие корни, сложно объединить людей, которые присоединяются к толпам на улицах. Как вы думаете, является ли это причиной того, что такими действиями сложно воздействовать на правительство?
- И да, и нет. Прежде всего, протесты оппозиции в Иране буду продолжаться до тех пор, пока правительство не прекратит жестокие действия по отношению к народу и не позволит проведение новых выборов. Напряжение в Иране уменьшится, только если правительство будет уважать волю народа и прекратит предпринимать жестокие действия против движения реформистов. Во-вторых, ситуация в Иране граничит с историческим событием не только для Ирана, но и для всего исламского мира - участие в совместных молитвах такого количества людей, выражающих свой протест.
- Что вы планируете после вашего турне по западным странам? Есть ли у вас возможность вернуться в Иран после всех акций, предпринятых вами по всему миру - от Нью-Йорка до Германии?
- Пока неясно, позволят ли иранские власти приезд делегации в Иран. Но, несмотря на все опасности, я полна решимости вернуться в Тегеран, к моему мужу, в мой дом и к моей работе.
_________________
Иран и Кремль ("Online Opinion", Австралия)
... Обама прав в отношении Ирана ("Orlando Sentinel", США)