На западе Китая, в Синьцзяне внешне восстановилось спокойствие. Вспыхнувшие в начале июля в столице региона Урумчи беспорядки на этнической почве были жестоко подавлены китайскими властями. Несоразмерная реакция Пекина подчеркивает, насколько он опасается за свои долговременные энергетические планы, которым могут повредить действия террористов внутри страны.
Синьцзян по территории превышает Калифорнию больше чем втрое. В последнее время он приобретает особую важность, так как именно через него должны пройти газопроводы из России и Средней Азии. Обеспечивать постоянную охрану трубопроводов, тянущихся на тысячи километров через обширные горы и пустыни Синьцзяна, было бы затруднительно, поэтому китайцы стараются уничтожить сопротивление до того, как трубопроводы будут введены в строй. В противном случае им угрожает повторить опыт Нигерии. 'Они собираются импортировать через регион значительные объемы энергоресурсов, так что, я полагаю, последнее, чего они хотят - это дать воинствующим группировкам или группировкам оппозиции возможность терроризировать Китай, взрывая трубопроводы. Они идут на огромный риск. Все легко может кончиться тем, что на трубопроводы будут постоянно нападать', - сообщил New Europe по телефону из Лондона главный стратегический аналитик банка 'Уралсиб' Крис Ebath (Chris Weafer). 'Это, должно быть, и заставляет Китай придерживаться жесткой линии', - добавил он.
Китай разрабатывает множество маршрутов транспортировки энергии из России и Средней Азии, включая проект 'Запад-Восток', который должен доставлять туркменский газ через Узбекистан, Казахстан и Синьцзян-Уйгурский автономный район на юго-восток Китая. 'Страны Средней Азии сейчас находятся в чрезвычайно выгодном положении. С одной стороны, они поставляют энергоносители, с другой, по их территории пролегают ключевые маршруты транзита. И они полностью используют эти преимущества', - замечает Уифер. По его словам, они больше не хотят вести дела исключительно с Москвой и ищут более выгодных партнеров. Это вполне устраивает китайцев, обладающих финансовыми резервами объемом в 2 триллиона долларов и большей финансовой мощью, чем кто бы то ни было. 'Европейскому Союзу или Западу будет очень трудно сорвать эти энергетические планы. Я убежден, что Китай будет расширять энергетический импорт из этих регионов с помощью своих финансовых мускулов, - говорит Уифер. - Не думаю, что Европейский Союз сможет здесь что-либо сделать. Китай просто способен тратить больше'.
Даже России нужны финансовые ресурсы Китая. Строительство российского нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) с дополнительной веткой до Китая стало возможным на фоне финансового кризиса, благодаря предоставленному Китаем кредиту в размере 25 миллиардов долларов.
Москва и Пекин также обсуждают планы строительства газопроводов, которые будут вести из Восточной Сибири в Китай через Синьцзян. В частности, в ближайшее десятилетие Китай предполагается снабжать газом из гигантского Ковыктинского месторождения. Планируемый газопровод также проляжет через синьцзянский регион. За вычетов ВСТО, остальные газопроводы - как планируемые российские, так и строящийся среднеазиатский не минуют Синьцзяна, объясняет Уифер. 'Это еще одна причина, по которой Китай хочет обезопасить себя от проблем, с которыми столкнулась Нигерия', - считает он.
Когда Китай завершит строительство своей сети трубопроводов из России и Средней Азии, ситуация станет еще более опасной. 'Мы видим, что Китай не собирается мириться с существованием любых угроз трубопроводам внутри страны. Столь же маловероятно, что он будет готов мириться с перебоями поставок, причины которых лежат за ее пределами, - предостерегает Уифер. - В длительной перспективе политические - а может быть и военные - ставки поднимутся на новый уровень, потому что сейчас между Пекином и Вашингтоном идет крупная политическая игра, и пока Пекин, по-видимому, берет в ней верх'.
____________________________________________________________
Россия боится объятий своего гигантского восточного соседа ("The Guardian", Великобритания)
Парадоксы и головоломки "большой двойки" ("The Globe And Mail", Канада)