Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что должен был сказать Байден

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последние две недели Джо Байден (Joe Biden) подвергается резкой критике за то, что в беседе с журналистом он высказал пару в общем-то бесспорных суждений о внутренних проблемах России и намекнул, что Соединенным Штатам не следует слишком уж беспокоиться насчет интересов этой ослабленной страны.

Последние две недели Джо Байден (Joe Biden) подвергается резкой критике за то, что в беседе с журналистом он высказал пару в общем-то бесспорных суждений о внутренних проблемах России и намекнул, что Соединенным Штатам не следует слишком уж беспокоиться насчет интересов этой ослабленной страны. Московские официальные круги отреагировали на это с крайним возмущением, а российские комментаторы тут же заявили: ремарки вице-президента раскрывают глубинную - зловещую и безответственную - сущность американского внешнеполитического курса. Официальные представители администрации пытаются принизить значение сказанного, давая понять, что это просто очередной байденовский 'ляп'.

Нет ничего удивительного в том, что замечания о сокращении численности населения России, ее чрезмерной зависимости от сырьевого экспорта, неустойчивости банковской системы и др. можно истолковать как свидетельство о намерении США усиливать собственные позиции в ущерб Москве. Однако суть вопроса, заданного репортером вице-президенту, скорее всего заключалась не в том, почему Америка столь бесцеремонно провоцирует Россию, а в том, почему США считают, будто они способны сдержать рост влияния России, ведя себя столь пассивно. В свете этого ответ Байдена выглядит скорее как попытка сменить тему, как несколько неуклюже сформулированное предположение о том, что многочисленные внутренние проблемы Росси сами по себе будут сдерживать ее амбиции на международной арене. Так что Соединенным Штатам просто незачем предпринимать какие-либо активные шаги.

Другими словами, фурор, по идее, должен бы вызвать не вопрос о том, не переходит ли Америка границы в своем пренебрежении российскими интересами, а другая тема - не забывает ли Вашингтон о собственных интересах, пытаясь добиться успеха 'малой кровью'. Впрочем, каково бы ни было подлинное содержание вопроса, заданного вице-президенту, администрации Обамы следует дать на него более убедительный ответ.

Объясняя, что США отнюдь не ведут дело к 'лобовому столкновению' с Москвой, Байден мог бы упомянуть о том, что уже достигнуто на этом направлении. А чтобы внушить больше уверенности тем, кто считает, что Вашингтон не подкрепляет слова делами, он должен был бы откровеннее рассказать о том, что необходимо предпринять для укрепления независимости соседей России.

Доказать, что администрация всерьез воспринимает отношения с Россией - самое простое, что можно сделать для прояснения байденовской невнятицы. На сегодняшний день российское политическое руководство в достаточной мере ознакомилось с нынешним курсом США, чтобы убедиться: основополагающее стремление Вашингтона заключается вовсе не в том, чтобы поставить Россию на колени. Нынешняя администрация не считает, что добиться сотрудничества с Россией можно благодаря ее отсталости. Она руководствуется принципом общности интересов.

В ходе своего июльского визита в Москву президент Обама проявил к российским лидерам такое уважение, какого не удостаивались даже ближайшие союзники. Он весьма активно демонстрировал, что намерен строить двусторонние отношения на основе стратегического ядерного паритета - а ведь именно с ним связаны претензии России на статус великой державы. Он согласился на увязку сокращения стратегических вооружений с вопросом о системе ПРО в Европе - что, вероятнее всего, было главной задачей для Дмитрия Медведева в ходе саммита. Наконец, он закрыл глаза на последний пример близорукости решений, принимаемых российским руководством - так до сих пор не объясненный отказ премьер-министра Владимира Путина продолжать усилия (длившиеся целых 16 лет) по вступлению страны во Всемирную торговую организацию.

Администрации есть что 'предъявить' в том, что касается российско-американских отношений. Но может ли она похвастаться тем же, если речь идет о поддержке соседей России? Предполагать, будто слабость банковской системы, сокращение численности населения или иные внутренние проблемы помешают Москве устроить еще одну 'трепку' Грузии, если возникнет подходящий повод, было бы крайне наивно. Впрочем, реализации интересов США на постсоветском пространстве способствуют факторы совершенно иного порядка.

Почти все государства бывшего СССР уже взаимодействуют и с западными странами, и друг с другом, чтобы усилить свою независимость от Москвы. Когда Кыргызстан, несмотря на солидную 'взятку', полученную от России, позволяет США сохранить авиабазу на свой территории для снабжения войск в Афганистане, когда Узбекистан отказывается выделить войска для создаваемых Москвой международных сил быстрого реагирования, когда Туркменистан налаживает сотрудничество с американскими и европейскими компаниями, чтобы сломать монополию 'Газпрома' на экспорт своих энергоносителей, когда президент Армении приглашает президента Грузии (которого Кремль по-прежнему называет убийцей и виновником геноцида) для получения награды - и когда все эти события происходят в течение нескольких последних месяцев, становится очевидно: геополитическая 'волна' катится в правильном направлении.

Наличие этой тенденции не означает, что Америке незачем помогать соседям России: оно лишь показывает, что такая помощь вполне может дать нужный результат. Тот фактор, который Дин Ачесон (Dean Acheson) называл 'дополнительным импульсом в виде энергии и мощи США', зачастую играет решающую роль. Эти государства стремятся получить помощь в обучении и оснащении своих военных, чтобы успешнее противостоять шантажу. Они хотят получить доступ на международные рынки, чтобы избавиться от роли экономического придатка России. Они хотят, чтобы наша дипломатия уделяла им должное внимание: это позволит им противостоять вмешательству в свои внутренние дела.

Таковы практические проблемы, которые администрации Обамы нужно решать, если она намерена поддерживать независимость соседей России. Только в этом случае журналисты в следующий раз смогут получать на свои вопросы более убедительный ответ.

Стивен Сестанович - старший научный сотрудник Совета по международным отношениями (Council on Foreign Relations), профессор Колумбийского университета. В 1997-2001 гг. он занимал пост посла по особым поручениям в странах бывшего СССР

___________________________________________________________

Американская мечта ("Русская Германия", Германия)

Тени "холодной войны" возвращаются вместе с русскими подлодками, замеченными у побережья США ("The Times", Великобритания)

Обсудить публикацию на форуме