- Пентагон подтвердил, что у восточного побережья США были засечены две российские атомные подводные лодки. Одна из них - в опасной близости от юго-восточного побережья, штата Джорджия, и другая - у Гренландии.
Сообщается, что обе лодки принадлежат к классу, который использовался Москвой во времена 'холодной войны'.
Повышение подобной активности вызывает беспокойство, как вы понимаете.
Россия заявляет, что это было 'обычное патрулирование', абсолютно не повод для беспокойства. Вопрос в том, должны ли мы в это поверить?
Эрик Вертхайм (Eric Wertheim)- автор и колумнист в Военно-морском институте. Эрик, рада видеть вас. Россия заявила, цитирую, что 'это нормальный процесс'. Это так?
- Да, это было нормальным процессом. Такого рода активности мы совершенно точно не наблюдали уже в течение как минимум десяти лет.
Но я думаю, важно помнить, что такой класс подлодок - это многоцелевые подлодки, а не подлодки-носители баллистических ракет. Торпедные подлодки предназначены для поиска других подлодок и кораблей и сбора разведданных. Это не класс подводных лодок с баллистическими ракетами дальнего действия, которые предназначены для ядерной войны.
И, тем не менее, это сигнал о том, что Россия задумывается о своем военном оснащении, и здесь речь тут не только о военных вопросах, здесь многое поставлено на карту в финансовом смысле. Речь идет о рынке сбыта оружия, который они хотят сохранить.
- Вот на картинке изображена подлодка такого класса, класса 'акул'а. Стоит подчеркнуть, что они не были в американских водах, верно?
- Да, насколько я понимаю, они находились в паре сотен миль от побережья, мы смогли, США смогли, их засечь.
Я думаю, это стало некоторым разочарованием для русских, - что они смогли подобраться так близко, но их засекли. Я думаю, что они бы предпочли двигаться не замеченными.
- Как вы считаете, они красуются для рынка, чтобы потом суметь продать подлодки этого класса?
- Да, я думаю, не стоит забывать о том, что это является одной из важнейших составляющих российской экономики. - Вооружение. Рынок, на который они поставляли свое вооружение в годы 'холодной войны', был гигантским.
С тех пор многие из этих стран обратились на Запад. А страны типа Индии и Китая, долгое время остававшиеся якорями российского экспортного рынка, стали развивать свою собственную военную промышленность.
И, в частности, Индия планировала закупить подлодки именно этого класса 'акула'. Однако в прошлом году произошел неприятный инцидент. 20 человек, направляющиеся на такой подлодке в Индию, погибли.
Я думаю, это некое представление, шоу. Что-то вроде: 'Смотрите, наши субмарины все еще кое на что способны, на них можно размещать ракеты дальнего действия, и мы еще жизнеспособный производитель вооружения'.
- И что нам, американцам, по этому поводу стоит сделать?
- Как сказал один из наших чиновников - это определенно повод для беспокойства. Но мы смогли это засечь. Это означает, что в случае если бы там действительно были какие-то враждебные намерения, мы бы смогли их обнаружить. Но в этот раз это не тот случай.
Но самое важное, на мой взгляд, это то, что до 90-х годов, обнаружение вражеских подлодок и слежка за ними были одним из приоритетов наших военно-морских сил. Теперь ситуация поменялась. Есть много других задач и проблем - гуманитарные, противоракетная оборона. Во многих смыслах возможности по слежке за подлодками деградировали за последние десятилетия.
- Интересно, спасибо. Эрик Вертхайм.
_____________________________________
В поисках русской агрессии ("The American Conservative", США)
Адмирал Маллен говорит, что русские подводки - не повод для беспокойства ("The Washington Times", США)
Тени "холодной войны" возвращаются вместе с русскими подлодками, замеченными у побережья США ("The Times", Великобритания)
Российские подлодки замечены у восточного побережья США ("The Wall Street Journal", США)