Сильная связь между политикой и средствами массовой информации известна уже давно.
Во времена конфликтов она усиливается.
Насколько легко можно заставить прессу молчать?
Сегодняшнее разнообразие информации предполагает объективность в изложении мировых новостей. В реальности же, однако, объективность зачастую проигрывает постоянному фавориту - политике.
Виктор Батер (Wiktor Bater), известный журналист польского государственного телевидения TVP, убедился в этом на своем горьком опыте.
ВИКТОР БАТЕР, бывший корреспондент TVP в Москве: Мой оператор вернулся из Осетии, показал мне свою пленку и подробно рассказал, что он там видел, что происходило. Мы сделали репортаж и отослали его в Варшаву. Мои начальники были в ярости - как мы могли сделать такой антигрузинский сюжет, и сразу же забраковали его.
Но что же было предвзятого в репортаже Виктора?
ВИКТОР БАТЕР, бывший корреспондент TVP в Москве: Это была война. Оператор снял то, что увидел - нападение Грузии, ужас и боль осетин, по которым открыли огонь. Но конечно, это шло в разрез с редакционной политикой TVP, она диктовалась, и до сих пор диктуется, президентом. А он - очень близкий друг Михаила Саакашвили.
Эта честность стоила Виктору его работы.
После инцидента его продержали еще какое-то время, но не давали возможность работать. После он получил письмо из Польши, в нем говорилось, что его контракт завершился.
Мы попытались связаться с TVP, услышать их версию происшедшего: Но вот что они нам ответили.
Ян Пински (Jan Pinski), директор информационного агентства TVP: 'Контракт с господином Виктором Батером был завершен по просьбе бывшего директора агентства Януша Сеймея (Janusz Sejmej). Это был краткосрочный контракт. Это было представлено как экономическое решение. У канала был еще один корреспондент в Москве'.
Ходят слухи, что это произошло из-за абхазской жены Виктора, Шази.
ШАЗИ БАТЕР, жена Виктора: Он был очень расстроен, мы оба расстроились. TVP был единственным иностранным телеканалом, который был представлен на осетинской территории, и они не захотели показать то, что происходило. То, что мой муж боролся за правду, говорил, что думает, это было правильно. Я в него верю, верю в его талант, я думаю, он найдет себе место под солнцем.
Виктор был не единственным, кто пострадал от редакционной политики.
Павел Кассин сотрудничал с немецким еженедельником 'der Spiegel' в течение 18 лет.
После войны в Осетии его уволили - за то, что он присылал фотографии, демонстрирующие последствия грузинской агрессии.
ПАВЕЛ КАССИН, фотограф: Я отослал в Гамбург двадцать с чем-то фотографий. Ни одну из них не напечатали. После 18 лет работы мне тяжело поверить, что кто-то вдруг остался недоволен качеством моих фотографий. Посмотрите на то, что они опубликовали. Сожженные грузинские танки: Несколько грузинских солдат, задержанных российскими войсками. Это абсолютно одностороннее освещение событий.
Один умный человек сказал, что 'говорить правду во времена всеобщего обмана - революционный поступок'*.
В этот раз революционеры битву проиграли. Но война еще не окончена.
Катерина Азарова, Russia Today, Москва
* - прим. пер. Автор этой фразы - писатель Джордж Оруэлл (George Orwell).