Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Молдавский треугольник. Часть вторая. Какой выбор предпочтут либералы?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как бы там ни было, но молдавские либералы имеют право называть себя ведущей политической силой в новом парламенте в силу сложившейся в нем уникальной конфигурации.

Как бы там ни было, но молдавские либералы, представленные сегодня Либеральной партией Михая Гимпу - Дорина Киртоакэ, Либерально-демократической партией Владимира Филата и Альянсом 'Наша Молдова' Серафима Урекяна, даже без примкнувшей к ним в составе 'союза четырех' Демократической партии Марианна Лупу, имеют право называть себя ведущей политической силой в новом парламенте в силу сложившейся в нем уникальной конфигурации.

После парламентских выборов 5-го апреля эти три партии доказали, что, несмотря на имеющиеся между ними всем известные противоречия, они все-таки способны в критической ситуации договариваться друг с другом и могут (по крайней мере, пока) держать слово.

В то же время, большой ошибкой молдавских либералов, могущей уже вскоре привести к роковым для них последствиям, является то, что у них не хватило ни политической воли, ни желания их лидеров объединиться в одну партию.

Судя по всему, этого не случится, по крайне мере, и в ближайшей перспективе. И именно это может послужить детонатором нового взрыва неудовлетворенных вождистских амбиций их лидеров, привести к обострению конкуренции и межличностной вражды между ними и, как следствие, к расколу нынешнего либерального альянса.

Опасность этого раскола вполне реальна, так как у всех трех либеральных партий имеются чрезмерно амбициозные руководители, жаждущие стать единоличными лидерами на правом политическом поле и сплотить вокруг себя все остальные политические силы правой и правоцентристской ориентации.

Сегодня, однако, наибольшие шансы реально претендовать на роль такого лидера сохраняются только у либерал-демократа Владимира Филата. Но это еще вовсе не означает, что именно ему достанутся лавры победителя в борьбе с остальными либеральными вождями.

К несомненным плюсам Владимира Филата, как сравнительно молодого, но уже во многом преуспевшего политика, следует отнести его понимание того, что Молдове сегодня нужен такой общенациональный лидер, который сможет объединить вокруг себя не только всех правых и правоцентристов, но и, что особенно важно, левоцентристов.

Беда Филата лишь в том, что в условиях нынешнего радикального раскола молдавского общества на убежденных 'прокоммунистов' и не менее убежденных 'антикоммунистов', очень трудно, почти невозможно, найти понимание и поддержку одновременно и у тех, и у других.

Очень трудно убедить тех, кто восемь лет находился под влиянием коммунистического агитпропа, запугивающего молдавский народ 'румынской угрозой', что Румыния не враг Молдове, а ее ближайший сосед и потенциальный стратегический партнер.

Трудно доказать этим людям, что дружба и широкое политическое, экономическое и гуманитарное партнерство Молдовы с Румынией отнюдь не означают объединение с этой страной.

Еще труднее найти согласие и взаимопонимание между теми, кто видит будущее Молдовы только в составе ЕС, и теми, кто считает, что свет в молдавское окошко по-прежнему идет только с Востока.

Все это так, и все это является прямым следствием множества объективных и субъективных причин, влиявших на политику Молдовы и сознание ее населения последние восемь лет.

Но все же, хочется верить, что Владимир Филат осознавая все риски и опасности, связанные с движением по этому пути, поймет, что другого варианта нет. А потому придет к единственно верному в нынешней ситуации решению - возьмет на себя нелегкую, но чрезвычайно важную для будущего Молдовы роль лидера-объединителя.

Некоторые эксперты полагают, что определенные перспективы в этом плане имеются также и у вице-председателя Либеральной партии Дорина Киртоакэ. В то же время, его существенным минусом другие эксперты считают молодой возраст. Но это фактор из числа преходящих, и поэтому его не следует принимать во внимание.

В то же время, серьезную озабоченность вызывает скандальная история с 'горшочком молдавской земли', привезенным Киртоакэ в Бухарест для вручения в качестве символического подарка румынскому президенту Траяну Бэсеску. Пока не до конца ясно, что стоит за этим - ошибка молодости или же вполне осознанно избранный политический курс?

Ясно другое: если Дорин Киртоакэ серьезно думает о своем политическом будущем, то он должен ясно понимать (как, впрочем, и все другие молдавские политики, обретающиеся на праволиберальном фланге), что это будущее целиком и полностью зависит от его личного желания и способности работать в направлении сохранения, развития и укрепления молдавской независимой государственности. Все остальные пути неизбежно приведут его к политическому краху. Поэтому Дорину Киртоакэ не следует начинать свою карьеру в большой политике с политической торговли молдавской землей 'на вынос'. Ему надо, прежде всего, научиться хранить и лелеять ее здесь, у себя дома.

Что касается лидера Альянса 'Наша Молдова' Серафима Урекяна, то, при всем уважении к его большому политическому опыту и былым заслугам, следует честно признать, что он уже прошел пик своей партийной карьеры и теперь его политическая звезда клонится к закату.

Но свой немалый практический опыт управленца и известный профессионализм он мог бы вполне успешно реализовать на одном из высших постов в государстве. Хотелось бы надеяться, что он все-таки получит такую возможность.

Каким может быть выбор дальнейших действий либеральных партий? Каким путем предпочтут повести их Гимпу, Филат и Урекян, чтобы выбраться из рокового 'молдавского треугольника', грозящего сделать политический кризис в стране перманентным?

Для Либеральной партии Гимпу-Киртоакэ в этом плане все более-менее ясно и понятно. Учитывая молодость быстро набирающего политический вес Дорина Киртоакэ, а также фактор мощного влияния на их политическое поведение извне, либералы, скорее всего, попытаются играть на перспективу.

А это означает, что они не будут готовы ни к каким компромиссам с коммунистами, даже если от этого пострадают национальные интересы всей Молдовы.

Гимпу и Киртоакэ полагают, что только такой курс будет выгоден для Либеральной партии сегодня, а завтра может обеспечить ей триумфальный (единоличный!) приход во власть. Все это делает чрезвычайно трудным достижение согласия с ЛП для других либеральных партий, а созданный ими с Гимпу-Киртоакэ союз весьма хрупким и слишком подверженным внешнему влиянию.

Крайне сложная ситуация сегодня сложилась у Серафима Урекяна, партия которого на досрочных выборах 29 июля с.г. понесла тяжелые потери в электоральной поддержке и получила всего 7 депутатских мандатов.

Поэтому Урекяну, чтобы получить один из высших постов во власти - президента или премьер-министра, приходится лихорадочно искать 8 недостающих голосов, которые 'союзу четырех' могут дать (если, конечно, захотят) только коммунисты. А раз это так, то 'союзникам', воленс - неволенс, придется пойти на некоторые компромиссы.

Серафим Урекян, прекрасно понимающий, что это его последний шанс прорваться в высшие структуры власти, как никто другой заинтересован в том, чтобы коммунисты отдали свои голоса за его кандидатуру, если ее предложит парламенту 'союз четырех' ( ЛП+ ЛДПМ+ АНМ + ДПМ). Именно этими соображениями определяется линия поведения Урекяна и его партии в нынешнем переговорном процессе.

Но, пожалуй, самая сложная, поистине гамлетовская, ситуация сложилась сегодня у лидера ЛДПМ Владимира Филата. По результатам своей партии на досрочных выборах, да и по своим личным заслугам и качествам, он уже, фактически, стал неформальным лидером либерально-демократической коалиции в новом парламенте. Все это налагает на Филата ответственность не только за свою партию, но и за судьбу всего 'союза четырех'.

Исходя из этого, у большей части представителей экспертного сообщества Молдовы сложилось убеждение, что только Владимир Филат может (и должен!) создать и возглавить сильную и профессиональную команду в новом правительстве. Лучшего кандидата на должность премьер-министра у коалиции сегодня просто нет.

Но, в то же время, совершенно ясно и то, что крайне неустойчивое большинство в новом парламенте, созданное либерально-демократическим 'союзом четырех', делает именно эту должность одной из самых рисковых.

Владимир Филат не может не понимать, что, имея за спиной такого члена 'союза четырех', как фактического лидера ДПМ Дмитрия Дьякова, 'пропустившего' на первое место в партии Марианна Луну по сугубо конъюнктурным соображениям, всегда готового к выгодным для себя лично компромиссам (граничащим с предательством), согласиться идти на эту должность может только политический камикадзе.

Отсюда именно проистекает желание Владимира Филата быть избранным председателем парламента. Именно эта должность в наибольшей мере даст ему политическую устойчивость и позволит сохранить свободу для политических маневров.

Что касается коалиции с коммунистами, то Владимиру Филату она, по большому счету, не нужна. Однако, если сами коммунисты будут готовы отдать 'союзу четырех' недостающие голоса, причем безо всяких предварительных условий, то, безусловно, этот подарок Филатом будет принят.

У либеральных партий есть сегодня несколько вариантов дальнейшего поведения.

На первый взгляд, самым предпочтительным для них является сохранение коалиции с Демократической партией и - в случае отказа ПКРМ поддержать своими голосами избрание нового президента - курс на новые выборы в апреле 2010 года.

Имея относительное большинство в парламенте, позволяющее им взять под свой контроль Генеральную прокуратуру и СИБ, они сумеют за этот период так скомпрометировать коммунистов, что на новых выборах те вообще получат не больше 20 процентов.

Но, будем реалистами, еще несколько месяцев ожесточенной борьбы и безвластия катящаяся под откос экономика Молдовы может просто не выдержать. Поэтому успех либералов на новых выборах станет для них 'пирровой победой'.

Более перспективным представляется вариант договоренности либералов с коммунистами и нахождение разумного компромисса по кандидатуре нового президента Молдовы.

Возможно, ради этих договоренностей либералам надо будет пойти на предоставления гарантий личной безопасности Владимиру Воронину и освобождение его и членов его семьи от судебных преследований.

Думается, в нынешней ситуации это не такая уж большая цена за сохранение стабильности и создание возможностей для вывода Молдовы из кризиса.

Что касается создания широкой 'большой коалиции' с участием коммунистов, то, возможно, это был бы идеальный вариант, свидетельствующий о торжестве идей демократии в Молдове. Но, увы, судя по всему, новая либерально-демократическая коалиция на него никогда не пойдет.

Обсудить публикацию на форуме

________________

Конец красной вертикали власти ("MoldovaNova", Молдавия)

Возвращение Молдовы ("AVA.MD", Молдавия)