В прошлые выходные для Молдовы блеснул луч надежды. Этой страной мало кто интересуется, и она редко появляется в новостях - причем, как правило, не в том контексте, в каком следовало бы. 8 августа лидеры оппозиции объявили о создании коалиции под названием 'Альянс за европейскую интеграцию', цель которой - продвижение рыночных и демократических реформ и сближение страны с Европой.
Соглашение было достигнуто после досрочных выборов, проведенных 29 июля - менее, чем через четыре месяца после предыдущего голосования, которое привело к победе коммунистов, громким обвинениям в манипуляциях на выборах и акциям протеста с применением насилия, в результате которых были арестованы десятки молодых демонстрантов. Хотя коммунисты и получили большинство мест в парламенте, они не смогли собрать достаточного числа голосов, чтобы избрать нового президента на смену коммунисту Владимиру Воронину. Это означало, что должны быть назначены новые выборы.
На этот раз коммунисты опять победили, но не получили большинства мест. Таким образом оппозиционным партиям - либералам, либерал-демократам, альянсу 'Наша Молдова' и демократам - предстояло сформировать правительство, преодолев идеологические разногласия.
Это была нелегкая задача. В апреле они сумели сработаться (ни один депутат оппозиции не проголосовал за кандидата коммунистов), но ориентация страны (полным ходом на Запад или прагматичный баланс между Россией и Западом) по-прежнему вызывает споры.
Большое значение имел и вопрос доверия, так как лидер Демократической партии Мариан Лупу - бывший спикер парламента, ушедший из коммунистического лагеря вскоре после апрельских выборов. Утверждается, что он метит в президенты.
Однако формирование коалиции - это лишь первый шаг к более либеральной, стабильной системе власти. Партиям-победительницам не хватает восьми голосов для избрания президента, и, если им не удастся их найти, то это вновь будет грозить досрочными выборами - страшный удар для поляризованного, уставшего от голосований населения.
Некоторые представители оппозиции предпочитают вести переговоры с коммунистами о компромиссном кандидате в духе национального примирения; другие отвергают эту тактику, считая, что перспективы мощной, сплоченной коалиции будет достаточно для того, чтобы она привлекла к себе достаточно депутатов-коммунистов, борющихся за политическое выживание.
Будем надеяться, что так или иначе коалиции удастся справиться с проблемами и избавить страну от гнетущей репутации единственного европейского государства, где по сей день правит коммунистическая партия. Впрочем этот ярлык обманчив - страна не авторитарна, подобно, скажем, Беларуси, но власть - в том числе, над СМИ, парламентом и судами - слишком сконцентрирована в руках Воронина и его верных сторонников. Реформаторам - таким, как молодой мэр Кишинева Дорин Киртоакэ (Dorin Chirtoaca) ставят палки в колеса даже на местном уровне.
Молдова по сей день не оправилась от наследия девяностых, когда о стране часто забывали, поскольку она почему-то не соответствовала планам доноров относительно бывших советских республик или стран Юго-Восточной Европы. Эта страна остается одной из беднейших в Европе, сотни тысяч ее граждан едут за рубеж в поисках работы, а многие молдавские женщины оказались в сетях торговцев людьми.
В ближайшие несколько недель у Молдовы появляется реальная возможность изменить свой имидж и привлечь к себе внимание не как к бедной стране, где фальсифицируют выборы и подавляют свободу СМИ, а как к государству, готовому к политическому сотрудничеству и настроенному на лучшее.
Джереми Друкер - исполнительный директор, главный редактор и один из основателей Transitions Online
________________________________________________________