Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чем выше забор, тем лучше сосед

На встрече с Обамой в сентябре премьер-министру придется поработать над преодолением страха и протекционистских барьеров

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В отличие от Европы, которая после двух катастрофических мировых войн прошлого столетия ликвидировала торговые и прочие экономические, социальные и политические барьеры, североамериканцы быстро движутся в противоположном направлении. Они воздвигают барьеры, в том числе, физические, чтобы ограничить свободу передвижения.

Если бы Уинстон Черчилль был сегодня жив, то он мог бы иронично заметить, что над североамериканским континентом опускается железный занавес. В отличие от первой 'холодной войны', которую питали идеология, борьба сверхдержав и гонка за ядерное превосходство, движущей силой новой 'холодной войны' на нашем континенте служат страх, протекционизм и развивающаяся ментальность осажденной крепости, а излюбленным оружием являются торговые барьеры, пограничный контроль и растущий набор ограничительных мер, призванных воспрепятствовать свободному потоку товаров, людей и услуг.

В отличие от Европы, которая после двух катастрофических мировых войн прошлого столетия ликвидировала торговые и прочие экономические, социальные и политические барьеры, североамериканцы быстро движутся в противоположном направлении. Они воздвигают барьеры, в том числе, физические, чтобы ограничить свободу передвижения. Все мы страдаем от заблуждения, согласно которому 'чем выше забор, тем лучше отношения с соседями'.

Невнятные результаты саммита 'трех амиго' в Гвадалахаре говорят о том, что североамериканским отношениям - в трех- или двустороннем формате - не хватает стратегии и чувства направления. По таким ключевым вопросам, как здравоохранение, охрана окружающей среды, экономические отношения и безопасность, саммит принес стандартные увещевания и расплывчатые декларации вместо столь необходимого плана действий. Отправляясь 16 сентября в Белый дом, премьер-министр Стивен Харпер получит второй шанс вывести наши двусторонние отношения на иной путь. Но ему предстоит тяжелая борьба.

В столь печальном положении дел во многом виноваты Соединенные Штаты. После 11 сентября правительство США ввело ограничения на въезд через свои северную и южную границы, начало повышать безопасность своего воздушного пространства и укреплять пограничные пункты. Вскоре за этим последовали другие меры и инициативы, включая создание Департамента внутренней безопасности, который превратился в бюрократического монстра, живущего собственной жизнью и не интересующегося потребностями глубоко интегрированной североамериканской экономики.

Президент Барак Обама отверг бушевскую концепцию 'глобальной войны с террором' ради стратегии, более узко сфокусированной на разгроме 'аль-Каиды' и взаимодействии с исламским миром. Но пока у нас маловато свидетельств того, что это смягчение глобальной противопартизанской кампании Америки привело к более уравновешенному отношению к северным и южным соседям.

 

Департамент внутренней безопасности проводит испытательные полеты беспилотных летательных аппаратов Predator, оснащенных современными детекторами радиации и средствами биометрического слежения, над границей между Северной Дакотой и Саскачеваном. Недавно над рекой Сент-Клэр между Онтарио и Мичиганом был замечен высотный аэростат с камерами и другими сенсорами на борту. 1 июня вступили в силу новые правила пересечения границы, согласно которым каждый, пересекающий границу США, в том числе, с Канадой, должен иметь при себе паспорт. После введения этой меры объем приграничной торговли сократился на 20 процентов. Число американских пограничников на границе с Канадой утроилось, а мексикано-американской границе уделяется еще больше ресурсов и внимания, чем обычно.

Но эскалация новой 'холодной войны' происходит на экономическом фронте в то время, как свою жатву собирают финансовый кризис и затянувшаяся рецессия. На саммите в Гвадалахаре Обама попытался успокоить озабоченность Харпера по поводу содержащихся в пакете мер по стимулированию положений 'Покупай американское', которые позволяют правительствам штатов и органам местного самоуправления отвергать предложения канадских фирм и поставщиков. Президент выразил надежду на то, что наши провинции и штаты США сумеют выработать некие двусторонние меры для оптимизации практики закупок, но без его личного руководства и участия вступить на этот путь будет очень трудно. Когда законопроект о борьбе с изменением климата пройдет через Конгресс, можно будет ожидать принятия новых протекционистских мер.

В этом году в торговых отношениях между Мексикой и Соединенными Штатами также наметился резкий спад, когда Конгресс, ссылаясь на соображения безопасности, отменил пилотный проект, по которому предполагалось разрешить мексиканским водителям грузовиков транспортировать товары по американским шоссе. В ответ Мексика подняла тарифы на импортируемые американские товары общей стоимостью 2,4 миллиарда долларов.

Нельзя сказать, что Канада и Мексика не несут никакой ответственности за это ухудшение в отношениях. Введение виз для мексиканцев, въезжающих в Канаду, испортило наши отношения с Мексикой. Честное признание премьер-министра о том, что эта мера была продиктована неэффективностью наших собственных законов об иммиграции и беженцах, подчеркнуло слабость нашей политической системы при правительстве меньшинства.

Между тем, президент Мексики Фелипе Кальдерон поглощен все более жестокой войной с мексиканскими наркокартелями, которая подтачивает популярность его правительства, поскольку жертвами перекрестного огня все чаще становятся мирные жители. Его лидерство - если не будущее мексиканской демократии - выглядит все более хрупким и непрочным.

Встретившись с Обамой в Белом доме, Харпер получит возможность начертить новый курс. Но ему придется очень энергично поработать над тем, чтобы инициировать более активный двусторонний диалог с американцами в то время, как пограничные вопросы, протекционизм в торговле, вопросы безопасности и ограничения на передвижение граждан ведут нас в неверном направлении, и мы, по всей видимости, вступаем в период глубокой заморозки на всем континенте.

Фен Ослер Хэмпсон - директор Школы международных отношений им. Нормана Паттерсона в Карлтонском университете.

__________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме