Готовясь представить свой столь ожидаемый мирный план по Ближнему Востоку, американский президент Барак Обама оказался перед проблемой: как предложить свою инициативу скептически настроенной израильской публике. Не в первый раз американская администрация делает попытку продвинуть основанное на принципе 'земля в обмен на мир' арабо-израильское соглашение, несмотря на нежелание правого правительства в Иерусалиме вести переговоры или идти на территориальные уступки. На прежние американские попытки, однако, ищущие альтернативный выход из бесконечного конфликта израильтяне возлагали большие надежды. В вопросах мирного процесса политическая система была разделена по линии его принятия или непринятия.
Однако в 2009 году дела обстоят иначе. Израильтяне сомневаются, что мирное соглашение с палестинцами вообще возможно, и в любом случае, они не видят смысла еще в одном бесполезном эксперименте. В общественном сознании еще свежи шрамы от повторяющихся неудач за последние 16 лет - Осло, Кэмп-Дэвид, односторонний уход из Ливана и сектора Газа, Аннаполис. И пока левые и правые продолжают споры о том, кто виноват, большинство израильтян переживают разочарование. Они видят, что возвращенные территории превращены в террористические базы и площадки для запуска ракет. Власть в Палестине разделена между враждебной Газой, контролируемой Хамасом, и более доброжелательным, но и более слабым правительством Фатх на Западном берегу.
Безопасность и спокойствие были достигнуты с помощью комбинации защитных мер, таких как заграждения и стены, и наступательных военных действий на Западном Берегу, в Ливане и Газе, а не через переговоры.
Опросы общественного мнения показывают, что в то время, как большинство израильтян поддерживает идею создания Палестинского государства на Западном берегу и в Газе, они также верят в то, что этого не случится. После неудачи в Кэмп Дэвиде в 2000 году большинство израильтян приняло формулу нынешнего министра обороны Эхуда Барака - 'у нас нет партнера' со стороны палестинцев (как, впрочем, и в Сирии).
Этим объясняется и политика премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Вернувшись через десять лет к кормилу власти, он пытается позиционировать себя в качестве политического центра. Его позиция совпадает с позицией большинства израильской общественности: принципиальная поддержка идеи палестинской государственности, но обусловленная огромным количеством условий, которые неприемлемы для палестинцев. Иными словами, Палестинское государств, может быть, и хорошая идея, но идея неосуществимая на практике.
Палестинский президент Махмуд Аббас как зеркальное отражение Нетаньяху, выступает со своими собственными предварительными условиями, неприемлемыми дл Израиля, едва не демонстрируя отсутствие интереса к переговорам. Тогда как Нетаньяху предпочитает территориальный статус-кво ('экономический мир'), Аббас стремится навязать урегулирование, основанное на признании 'палестинских прав'.
На подобном фоне действия Обамы становятся ключом к оживлению мирного процесса и его положительному результату. Только он в состоянии преодолеть нежелание и непримиримость обеих сторон, возобновить серьезные дипломатические усилия, направленные на урегулирование израильско-палестинского конфликта.
Однако, с израильской точки зрения, Обаму ожидают большие проблемы. Во многих странах мира Обама пользуется едва ли не мессианским статусом, восстанавливая позицию Америки в качестве мирового лидера после несчастливых лет правления Джорджа Буша. Но только не в Израиле. Там на него смотрят как на недружественного лидера, отдаляющего Америку от Израиля ради того, чтобы угодить 'арабам'. По данным опроса, проведенным исследовательским центром Pew Research Center, опубликованным в конце июля, израильтяне меньше симпатизируют Америке после речи Обамы, адресованной арабскому миру в Каире 4 июня.
Требования Обамы к Израилю заморозить поселенческую деятельность, якобы для облегчения возрождения мирного процесса, было истолковано в Израиле как плохо завуалированную попытку выкрутить руки Нетаньяху и загнать его в угол, ничем не рискуя при этом у себя дома в Америке. Ведь поселенческую политику на Капитолийском холме в американской еврейской общине поддерживают немногие.
Несмотря на усилия завоевать поддержку в Конгрессе, Обама со своей командой не потрудился ничего сделать для того, чтобы представить свою позицию израильской общественности. Президент обратился ко многим народам мира, от России до Ганы, но не побеспокоился о том, чтобы поговорить с израильтянами. Каирское обращение и последовавший за ним визит в Бухенвальд изображают рождение Израиля как результат Холокоста - по сути, это версия врагов Израиля, таких как Махмуд Ахмадинежад. Израильтян учат, что идеалы сионизма, тяжелый труд и борьба обеспечили существование Израиля, а вовсе не политические подачки со стороны охваченного виной после Второй Мировой войны Запада за счет интересов палестинцев. Обама, возможно, перепутал израильтян с американскими евреями, которые всячески выпячивают Холокост.
Игнорирование со стороны администрации (США) позиции израильской точки зрения, позволило Нетаньяху выглядеть ответственным центристом, не оплачивающего за счет страны издержки одного из самых тяжелых кризисов в американо-израильских отношениях после длившейся 17 лет любви. Отказ Нетаньяху заморозить поселенческую деятельность (он лишь согласился на ограничение строительства) был поддержан политической системой. Ни один израильский политик, даже из левой оппозиции не потребовал от премьер-министра: 'Скажи 'да' Обаме'. Все это явилось полным контрастом с политическими дебатами вокруг последних мирных усилий.
Даже партия Мерец, занимающая крайне левые позиции в Кнессете предпочла сфокусироваться на правах геев и действиях правительства, чем выступать за 'прекращение поселенческой деятельности', как того потребовал Обама в Каире.
Обама победил на президентских выборах и завоевал восхищение в мире благодаря своему большому таланту находить общий язык с другими. Если он хочет содействовать миру на Ближнем Востоке, ему следует искать лучшего контакта с израильтянами. Билл Клинтон смог это сделать благодаря личному обаянию, Джордж Буш - благодаря своей неизменной поддержке безопасности Израиля. Большинство израильтян жаждут внимания и дружбы Америки больше, чем они заботятся о поселениях. Но они не желают быть жертвами обмана и опасаются того, что их слишком часто вводили в заблуждение ложными надеждами. Перед Обамой стоит задача убедить израильтян в том, что замораживание поселенческой деятельности и создание государства Палестины - это не все лишь очередная доза бесполезного лекарства, которое выдается за панацею.
Редакция ИноСМИ выражает благодарность Ксении Франчук за перевод этой статьи
__________________________________________________________
Перес летит в Россию за стратегическим партнерством ("Курсор", Израиль)
Палестинские идиоты ничем не лучше идиотов израильских ("Maariv", Израиль)