Громкие, а порой и ожесточенные протесты, устраиваемые на встречах с общественностью, устраиваемых американскими законодателями для обсуждения реформы здравоохранения, выводят на передний план глубокое, мощное и довольно уродливое течение гневного и параноидального популизма в американской политике.
Яростные столкновения - на сегодняшний день знакомые всем, кто смотрит по телевизору новости - с законодателями, которых перебивают или криком заставляют замолчать распевающие избиратели, лишь несколько раз обернулись настоящим насилием, но страсти разыгрались настолько, что некоторые наблюдатели уже называют эти парламентские каникулы 'Летом ненависти'.
Один из тех, кто подвергся освистанию, сенатор от штата Пенсильвания Арлен Спектор (Arlen Spector), недавно покинувший стан республиканцев и присоединившийся к демократам, согласился со многими комментаторами, заявив, что ярость является результатом страха, который рабочий класс Америки испытывает перед ужасающим состоянием экономики. Сайт Politico процитировал его слова: 'Миллионы людей потеряли свою работу и миллионы других боятся ее потерять.'
Каковы не были бы причины, эта ярость реальна - и ее специально разогревают с помощью неверной информации, предоставляемой противниками президентского плана по реформированию системы здравоохранения.
Даже уважаемый высокопоставленный сенатор-республиканец Чак Грэссли (Chuck Grassley) из штата Айова, объявивший о своей приверженности двухпартийной реформе системы здравоохранения, заявил на прошлой неделе, выступая перед избирателями, что предложение о правительственной оплате добровольных консультаций по поводу заблаговременных распоряжений об окончании жизни, является мандатом для вашингтонских бюрократов 'отключить бабулю от системы жизнеобеспечения'.
Вопрос здравоохранения - не единственная проблема, поддерживающая огонь примитивной ярости американских правых, - и не единственный, страдающий от распространения заведомо ложной информации по Интернету.
Несмотря на то, что основанием для него является городской миф, который успешно и многократно был развеян крупнейшими СМИ, 'движение за правильное рождение', которое утверждает, что президент Барак Обама родился не в США и поэтому не может быть президентом, получило доступ к эфиру на кабельных телеканалах и поддержку среди конгрессменов-республиканцев.
Но как указывает специалист по истории политики Рик Перлстайн (Rick Perlstein), люди, протестующие против реформы здравоохранения и права Обамы на президентское кресло, лишь последние в длинной очереди яростных правых движений, предпочитающих теории заговора, в которых им отводится роль жертв.
Он утверждает, что попытка понять, являются ли протесты спонтанными и реальными, или же результатом манипуляций - это ложное противопоставление.
'Если вы не понимаете, что любой период подлинных политических перемен всегда приводит к появлению и того и другого (спонтанных протестов и манипуляций избирателями), то вы не понимаете Америку, где сумасшествие расцветает буйным цветом в любой момент либерального господства, а элиты эксплуатируют этих сумасшедших для достижения своих собственных интересов,' - говорит он.
Но дерево сумасшествия приносит и другие опасные плоды - например, возрождение американского движения народного ополчения, характеризующегося радикальной идеологией неудачников и стратегией лишенного руководства терроризма.
Отчет, выпущенный на прошлой неделе Южного юридического центра бедности (Southern Poverty Law Center), предупреждает, что 'Повсюду вновь слышится риторика народного ополчения, часто от нового поколения идеологов, кроме того энергично возрождаются или изобретаются теории заговора.'
Крайний раз, когда движение народного ополчения испытывало подъем, было в 1990-х годах - и тогда это закончилось взрывом федерального здания в Оклахома-сити, приведшим к гибели 168 людей.
Отчет замечает, что главным отличием сегодняшнего движения является тот факт, что 'федеральное правительство - структура, которую почти все радикально-правое крыло считает своим основным врагом - возглавляется черным', что добавляет расистскую ярость сторонников превосходства белой рас к пьянящей смеси, на которой базируется идеология народного ополчения.
Опытный вашингтонский комментатор Дэвид Броудер (David S. Broder) недавно вспомнил о случае, произошедшем в лобби отеля в Далласе за несколько дней до президентских выборов 1960 года, когда разгневанная толпа правых демонстрантом начала 'оскорблять и толкать' кандидата в вице-президенты Линдона Джонсона и его жену.
'Ответная реакция оказалась немедленной и мощной,' - замечает Броудер, который считает, что этот случай помог номинантам от Демократической партии получить поддержку Техаса и других южных штатов.
'В 1964 году, - продолжает Броудер, - когда Джонсон был номинирован от Демократической партии, он расквитался за оскорбление', выгнав из офиса конгрессмена-республиканца от штата Техаса, бывшего частью освиставшей его толпы.
Сравнение с картинами разъяренных толп, которые можно было наблюдать на недавних встречах с избирателями, действительно интересно, хотя, возможно, по совершенно другой причине, ведь Броудер почему-то совершенно не упоминает о том, что произошло в Далласе между 1960 и 1964 годом, а именно, что 22 ноября 1963 года там был убит президент Кеннеди.
Протестующие, которые в понедельник пришли встретить президента Обаму в Аризоне, открыто демонстрировали свое огнестрельное оружие, среди которого была и полуавтоматическая винтовка.
Незадолго до президентского визита в Портсмут, штат Нью-Гэмпшир, где он также принимал участие в обсуждении реформы здравоохранения с жителями города, полиция арестовала человека, пытавшегося 'пробраться мимо сотрудников безопасности', у которого, по сообщению местной газеты, нашли заряженный пистолет, на ношение которого у него не оказалось разрешения. Как видно на кадрах, снятых телеканалом MSNBC, один из протестующих держал в руках плакат, ссылающийся на наставление Томаса Джефферсона поливать дерево свободы кровью тиранов, а на поясе его висели ножны с холодным оружием.
Как оказывается, подобные действия законны в Нью-Гэмпшире - пистолет был зарегистрирован и его никто не прятал, а кроме того человек находился на частной территории - и, как заметила газета New York Times, два случая в Портсмуте - не единственные, когда огнестрельное оружие, законное или нет, появилось в руках протестующих против реформы здравоохранения. Все это подчеркивает один факт об американских правых, который нелишне будет повторить для иностранных наблюдателей: Эти люди вооружены.
Давайте сразу скажем, что никто не предсказывает убийство президента Обамы или кого-либо еще.
В сильно очерненном и на сегодняшний день отозванном отчете Департамента социального обеспечения, который ранее в этом году предупредил о возможной угрозе со стороны возрождающихся правых экстремистов, не было никаких упоминаний убийства, и в самом деле авторы отчета говорят, что хотя 'правые экстремисты нажили политический капитал на выборах первого черного президента [...], они еще не начали планировать никаких нападений'.
И тем не менее, если задуматься о доступности огнестрельного оружия протестующим, которые любят рассказывать о том, что являются жертвами системы, и о растущем влиянии движения, прославляющего насильственные действия против черных американцев, сложно избежать предчувствия беды.
_________________________________________________________
Американцы хотят 'свободы платить слишком дорого за плохое здравоохранение' ("Spiegel", Германия)