О "заговоре" России против Молдавии и об участии Ющенко, Саакашвили и Бэсеску в переизбрании Воронина на выборах 2005 года в интервью лидера ХДНП Юрия Рошки румынскому изданию Ziua.
- Г-н Рошка, недавно президент Румынии Траян Бэсеску признался публично, что после парламентских выборов 2005 года в Молдавии, он внес свой вклад в избрание Владимира Воронина на второй президентский срок. Вы один из тех, кто был вовлечен в те сложные события 2005 года и сегодня, вместе со своей партией стали жертвой того выбора. Выбора поддержки Воронина. Можете ли вы рассказать сегодня, каким образом Траян Бэсеску повлиял на переизбрание Воронина?
- Действительно, Траян Бэсеску в то время предпринял немало усилий для переизбрания Владимира Воронина на пост президента. Также, как и многие другие западные лидеры. Однако чтобы лучше понять, почему Запад поддержал тогда Воронина, нужно вспомнить конец ноября 2003 года. Это был момент максимальной политической напряженности, вызванной действиями Кремля, пытавшегося опередить запланированный на 1-2 декабря саммит ОБСЕ в Маастрихте. Русские планировали провернуть 'дипломатический блицкриг' и поставит Запад перед свершившимся фактом - реализацией так называемого 'Плана Козака'. Суть этого политического документа, ориентированного на геополитические интересы Москвы, заключалась в аннексии бессарабской части Молдавии посредством присоединения правобережья Днестра к левобережью вместо реинтеграции Приднестровья в конституционное поле Молдавии.
Советник Путина, Дмитрий Козак находился тогда около недели в Кишиневе. Сам Путин уже объявил о своем визите в Молдавию для участия в церемонии подписания политического документа между Владимиром Ворониным и Игорем Смирновым. Этот документ предусматривал, помимо прочего, узаконивание пребывания российских войск на территории Молдавии до 2020 года, создание двухпалатного парламента, одну из палат которого контролировали бы тираспольские сепаратисты с правом вето по внутри- и внешнеполитическим вопросам, квоту в правительстве и судебной системе для представительства левобережья. Фактически, этот документ весь процесс принятия решений центральной властью Молдавии ставил под контроль Кремля. Тогда ХДНП организовала масштабные акции протеста и Воронин в последний момент отказался подписывать меморандум Козака, а Путин вынужден был отменить свой визит в Молдавию.
- Как этот конфликт Воронина с Москвой отразился на выборах 2005 года?
- Очень просто. В парламент прошли следующие силы: ПКРМ, которая в 2003году сделала разворот на 180 градусов и прямо накануне выборов, 21 февраля 2005 года подписала План действий ЕС-Молдавия, Блок 'Демократическая Молдова', представлявший пророссийскую оппозицию и открыто поддержанный Москвой, и ХДНП, являвшаяся прозападной оппозицией.
- Какие были ожидания от выборов 2005 года?
- Запад тогда делал ставку на избежание политического кризиса и, как следствие, роспуска парламента и организации новых выборов. Русские, напротив, ставили на провоцирование досрочных выборов с целью отстранения Воронина от власти и установление на высшие государственные посты своих людей, которые тогда были собраны в Блоке 'демократической Молдовы'. Ну а кто из них, - Серафим Урекян, экс-президент Петр Лучинский, бывший глава СИБа, тесно связанный с российскими спецслужбами Валерий Пассат, это мы не можем знать наверняка. В общем, альтернатива была понятой. Нам предстояло выбрать между инспирированной Москвой 'революцией' и Ворониным, впавшим в немилость своих бывших покровителей из-за отказа от 'Меморандума Козака' и переориентации своего курса на ЕС. Уже на 'финишной прямой' той предвыборной кампании Воронина поддержали трое так называемых 'оранжевых' и прозападных региональных лидера: Виктор Ющенко, Михаил Саакашвили и Траян Бэсеску.
- Что происходило после парламентских выборов 6 марта и до непосредственно избрания Воронина президентом 4 апреля 2005-го?
- 7 марта я провел пресс-конференцию, в ходе которой раскрыл задуманный извне сценарий по дестабилизации политической ситуации в стране посредством организации массовых демонстраций, сопровождающихся насилием и попытками свержения государственного строя. Лично Валерий Пассат неоднократно предлагал мне деньги для организации массовых демонстраций против Воронина. Тогда идти по такому сценарию было бессмысленно.
- Какова была реакция Бэсеску на те события? Что конкретно он предпринял для Воронина?
- Он сделал то же, что и, например, Саакашвили. Саакашвили пригласил меня в Тбилиси, где мы обсуждали варианты выхода из политического кризиса. Там я провел пресс-конференцию прямо в президентском дворце, что было большой честью для меня. До того момента, надо сказать, еще в Кишиневе я виделся с бывшим американским конгрессменом Джоном Конланом, с которым я познакомился еще осенью 2004 года во время 'оранжевой революции' на Украине. В общем, Конлан высказал мне серьезные аргументы в пользу поддержки Воронина.
Еще одним важным лицом, приехавшим в те дни в Кишинев, был глава литовского МИД Антанас Валионис. С ним у меня тоже были длительные беседы о политической ситуации в регионе. Будучи в Тбилиси, мне позвонил Траян Бэсеску. Он призвал меня составить коалицию с Ворониным. Я ему ответил, что Воронин нас не приглашает в коалицию, а ему нужны лишь наши голоса при голосовании за кандидатуру коммунистов. Однако Бэсеску настаивал, что это было бы в общих интересах Румынии и Молдавии.
- Тогдашнее решение принесло вам немало неприятностей, в том числе, проигрыш на последних парламентских выборах. Спустя четыре года вы ни о чем не жалеете?
- Это было сознательное решение. Тогда враждебные имперские силы поставили нас в критическую ситуацию, которая могла привести к гибели страны. Я не жалею о своем выборе. Любое другое решение могло привести к гораздо худшим последствиям.
- Не кажется ли вам, что конфликты в молдавско-румынских отношениях возникают больше по вине Воронина?
- Думаю, что ошиблись обе стороны. А третья сторона от этой эскалации конфликта только выиграла, и я думаю, она же и стояла за организацией этого искусственного конфликта между Бухарестом и Кишиневом. Мы находимся в состоянии войны, хоть и не вооруженной, но войны по всем правилам. Войны информационной, экономической и политической, которую Россия давно ведет против нас. Одним из инструментов этого является провоцирование региональных конфликтов и поддержание внутренней политической нестабильности.
Наше голосование за Воронина 4 апреля 2005 года было своего рода ответом России от Украины, Грузии и Румынии. Это было сделано по указанию США, которые и привели тогда к власти по всему региону оранжевые силы. Самое интересное, что отличились в информационной войне против ХДНП не только медиа-структуры, финансируемые или связанные с Бухарестом, но также и с Москвой и Будапештом.
Перевод: MoldovaNova.md
__________________
То, что доктор прописал... ("MoldovaNova", Молдавия)
Восток и Запад тянут Молдавию на себя. Сила молдавской лояльности и разногласий ("The New York Times", США)