Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Парадокс Путина' и заявление Медведева

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодняшний скандал вокруг недавнего неожиданно жесткого заявления президента Дмитрия Медведева в адрес президента Украины наглядно демонстрирует то, как 'парадокс Путина' в российской политике передался ему по наследству вместе с властью.

'Вторая часть пребывания у власти Владимира Путина отмечена углубляющимся чувством разочарования и неверием в возможность о чем-либо договориться. Фактически был взят курс на наращивание самостоятельного потенциала, чтобы быть готовым к любым поворотам международной ситуации. В результате Россия увеличила свой вес на мировой арене и заставила воспринимать себя намного серьезнее, однако параллельно с этим резко вырос потенциал внешнего противодействия и отчужденности. В этом заключается парадокс Путина', - написал на прошлой неделе Федор Лукьянов. И, подводя итог, добавил: 'Крупному государственному деятелю, особенно если он занимает пост в период перемен, не стоит рассчитывать на объективное отношение. Принципиальный вопрос заключается в том, что первично - политика Путина, вызывающая соответствующую реакцию вовне, или окружающая ситуация, провоцирующая российского руководителя на те или иные шаги?'.

Сегодняшний скандал вокруг недавнего неожиданно жесткого заявления президента Дмитрия Медведева в адрес президента Украины наглядно демонстрирует то, как 'парадокс Путина' в российской политике передался ему по наследству вместе с властью.

Боже, какие бурные эмоции пробудило в украинском политикуме это заявление, хотя это был всего лишь достаточно стандартный дипломатический демарш - временно попридержать посла дома. Тем не менее, 'обращение президента России Дмитрия Медведева к президенту Украины Виктору Ющенко необходимо расценивать как предупреждение об объявлении войны суверенному государству', - заявила, например, Украинская народная партия, входящая в состав пропрезидентского блока 'НУ-НС'. 'Фактически началась война - но не против Украины, а за Украину. Поставить на место украинское руководство следовало давно. В создавшейся ситуации это единственно возможный выход: то, что профукали наши политтехнологи, отвоевать теперь сможет только президент', - подтвердил это мнение с российской стороны лидер Евразийского движения Александр Дугин. Правда, большинство политиков были далеко не так радикальны - они заявили лишь о том, что Москва решила вновь вмешаться в ход президентских выборов. Думается, однако, что вмешиваться в выборы в другой стране, чтобы угробить кандидата, рейтинг которого и так не превышает 4%, себе дороже. Так что стоит подойти к этой проблеме по-лукьяновски и ответить для начала на вопрос о том, что первично у Медведева - активное поведение или реакция.

Установить причину скандала в данном случае не так уж и сложно. Для этого нужно взглянуть на статью, появившуюся в 'Коммерсанте' примерно за неделю до послания Медведева, - в тот самый день, когда Виктор Ющенко подписал агреман на нового российского посла Михаила Зурабова. 'По информации источников "Ъ" в МИД Украины, украинский президент еще не скоро примет от него верительные грамоты. Это вполне может спровоцировать новый скандал, учитывая, что молчание Киева в ответ на российский запрос по кандидатуре господина Зурабова и так вышло за рамки дипломатических приличий. В Кремле, по данным "Ъ", подумывают о том, не направить ли главу дипмиссии на Украину уже после январских президентских выборов, чтобы он имел дело с новой властью', - сообщила газета. Корреспондент газеты не знал причины молчания Киева - он лишь сослался на мнение своего источника со Смоленской площади о том, что 'затягивание с выдачей агремана похоже на мелкую месть непонятно за что'. Тем не менее, из статьи совершенно ясно, кто провоцирует скандал и какова будет реакция Москвы.

Позже, уже после скандала, киевский еженедельник 'Зеркало недели' описал эту же ситуацию значительно подробнее. 'Толчком к занятию /Москвой/ официально резкой позиции стало официальное обращение Киева к Москве с просьбой 'без шума и пыли', но оперативно завершить аккредитацию в Украине российских дипломатов. Учтя ошибку Грузии, избравшей шумовой метод избавления от слишком любопытных и деятельных российских дипломатов, официальный Киев посчитал оптимальным полюбовное решение вопроса, без громких заявлений о высылке, объявлений персон нон грата и т. д. Вместе с тем, российская сторона была четко проинформирована о желании Киева в кратчайшие сроки избавиться от присутствия указанных дипломатов путем прекращения их аккредитации самой Москвой. Именно этот факт вызвал крайне раздраженную реакцию премьера России. Заявление Медведева в эмоциональном плане - лишь эхо путинского раздражения'.

Заглянув в ленту новостей, чтобы узнать, как начиналась эта история, можно догадаться и о причинах 'крайне раздраженной реакции президента России'. Поскольку МИД Украины, по странному совпадению, потребовал высылки российских дипломатов буквально на следующий день после отъезда из Киева в Грузию вице-президента США Джозефа Байдена. А когда Москва заупрямилась и заявила, что тоже вышлет двух украинских дипломатов, то Киев начал затягивать выдачу агремана Михаилу Зурабову - видимо, как средство давления или продолжение игры. Вплоть до того, что Киев пригрозил не допустить Зурабова до светлых очей украинского президента даже в случае его приезда на Украину. После чего, похоже, у Кремля терпение кончилось, и президент Медведев заявил, что российский посол может подождать смены украинской власти в Москве.

Невольно возникает вопрос - зачем вдруг понадобилось президенту Ющенко во время визита Байдена в Тбилиси высылать из страны двух российских дипломатов? Возможно, что причина этого довольно странного по своей форме поведения заключалась в том, что оно носило чисто символический характер - ведь смысл визита Джо Байдена в регион заключался в том, чтобы дать понять России, что Вашингтон не признает ее сферы влияния. Вот Киев и демонстрировал свою независимость от 'длинной руки' Москвы. Зато в Тбилиси Байден попытался перейти от чисто символического к стратегическому поведению - президент Грузии предложил, а вице-президент США выразил готовность прикрепить американцев к мониторинговой группе Евросоюза по Южной Осетии. В результате президент последней даже направил письмо в Washington Post, протестуя против этого плана. А российский МИД официально предупредил, что участие американцев в мониторинговой группе Евросоюза будет 'чрезвычайно вредным' для мира и спокойствия в регионе.

Причину столь жесткой реакции Москвы можно понять, если заглянуть в Стратегию национальной безопасности РФ. Там говорится, что в мире 'в результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил'. Поскольку одним из таких центров Кремль рассматривает саму Россию, то отсюда прямо вытекает его нежелание вновь впускать Америку на Кавказ. Привлекая, взамен этого, к урегулированию здешних кризисных ситуаций Турцию. Так что раздраженный Джо Байден дал после Тбилиси столь скандальное интервью Wall Street Journal, что госсекретарю США Хиллари Клинтон пришлось успокаивать Москву. 'Американцы заявили, что Россия - это не та страна, которую стоит воспринимать серьезно, и что Вашингтон продолжит игнорировать российские интересы на территории бывшего Советского Союза. Русские должны были ответить. Если русские позволят американцам вторгаться на территорию, которую Москва считает своей сферой влияния, никак на это не отвечая, позиция России по всему бывшему Советскому Союзу начнет разваливаться - а это именно то, на что надеются американцы', - написал по этому поводу известный американский аналитический центр Sratfor. Русские и ответили - думается, что перестрелки на грузино-осетинской границе и заявление Медведева Киеву были не столько реальной попыткой сунуть нос в чужие дела, сколько нашим символическим 'ответом Чемберлену'. А вот поездка премьер-министра Владимира Путина в Стамбул на встречу с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом для заключения 'большой сделки' по South Stream является уже настоящей угрозой американским интересам - проекту 'Набукко'. 'Россия стала для Турции стратегическим партнером', - написала после этого визита турецкая газета 'Today's Zaman'.

____________________________________________________________

Инструкция Кремля ("Diena", Латвия)

Ющенко разочарован недружественностью письма Медведева ("BBCRussian.com", Великобритания)

Обсудить публикацию на форуме