Человек, который атаковал Израиль. Шведский журналист Дональд Бустрем (Donald Bostrom) утверждает, что палестинские матери имеют право знать, что израильтяне сделали с телами их сыновей, и были ли их органы украдены.
Дональд Бустрем: Это действительно происходило, это правда. Я был там и видел это. Семьи рассказывали мне, это не просто история. Это факт. Факт - они убивали людей, делали им вскрытие, отвозили их назад ночью и все такое. И их семьи обвиняют Израиль.
Бустрем показал мне фотографии мертвых палестинцев, он сам их снимал. Он провел долгое расследование. В начале 90-х годов журналист поговорил с десятками палестинских семей и даже написал об этом в своей книге.
Что заставило его напомнить об этой истории? Недавний скандал в Штатах - раввин был арестован по обвинению в незаконной торговле человеческими органами.
И обсуждение началось. В Израиле говорят о кризисе отношений со Швецией, и призывают ее правительство осудить статью в газете Aftonbladet. Израильтяне утверждают, что она абсолютно антисемитская.
Ответ шведского премьер-министра появился в его блоге, и был такой: без комментариев. Он заявил, что журналисты в Швеции свободны высказывать свое мнение. Власти Израиля обвинили Бустрема в том, что он поднял тему, не имея существенных доказательств.
: Это не приемлемо, поскольку это чистейшей воды расизм. Обвинения не построены на свидетельствах, это плод фантазии, фантастика. Кроме того, даже если бы это и было правдой, это было бы невозможно - использовать эти органы для трансплантации, так что это полная чепуха, фантастика, причем дурная фантастика.
Директор отделения трансплантации израильского медицинского центра Хадасса Хадар Мерхав (Hadar Merhav) говорит, что трансплантация органов - это очень сложная операция, и она требует участия множества людей. Если бы что-то незаконное имело место, это было бы очень сложно скрыть.
Хадар Мерхав: Чтобы такое случилось, понадобилось бы тренировать израильских солдат в центрах трансплантации, и они бы бегали с большим количеством специального оборудования, необходимым для того, чтобы проводить операцию прямо на поле битвы. Эти заявления напоминают мне высказывание Геббельса: 'чем больше ложь, тем охотнее в нее верят'.
Израильтяне воспринимают эти обвинения как попытку в очередной раз очернить их страну. А Дональд Бустрем говорит, что не обвиняет Израиль в торговле органами, но хочет, чтобы палестинские семьи получили ответы на свои страхи и сомнения.
В Швеции дебаты превращаются в споры на тему защиты свободы слова. А в Израиле опасаются, что сюжет вызовет волну антисемитизма. Две точки зрения схлестнулись и вызвали дипломатические осложнения между двумя государствами. А журналист, оказавшийся в центре всего этого, утверждает, что его работа состоит лишь в том, чтобы задавать вопросы.