Накануне ключевого совещания крупных держав, посвященного возможному введению новых санкций против Ирана, главный переговорщик страны по ядерной проблеме заявил, что у иранцев есть новые предложения.
Американские и европейские дипломаты утверждают, что предложений этих пока не видели. Они опасаются, что Иран просто тянет время и стремится предоставить России и Китаю предлог отложить принятие санкций. Администрация Обамы неофициально поставила иранскому правительству крайний срок для начала переговоров по ядерной программе - конец этого месяца.
Иранский спутниковый канал 'Аль-Алам', вещающий на арабском языке, процитировал заявление Саида Джалили (Saeed Jalili), обычно представляющего Иран на переговорах по ядерной тематике, в котором говорится, что 'Иран подготовил новые предложения и готов вернуться к переговорам с мировыми державами'.
Отдельно г-н Джалили заявил, что Иран готов 'использовать свои возможности, чтобы устранить вопросы, вызывающие общее беспокойство на международной арене', - сообщает иранское информационное агентство ИРНА.
Пресс-секретарь госдепартамента Иэн Келли (Ian C. Kelly) и пресс-секретарь представителя Европейского Союза по внешней политики Хавьера Соланы (Javier Solana) Кристина Галлач (Cristina Gallach) утверждают, что новых предложений Ирана они пока не видели.
Тем не менее, администрация Обамы, пообещавшая сотрудничать с Ираном, несмотря на то, что после спорных президентских выборах в июне его власти подавили протестные выступления, заявила, что она готова к разговору, если ей будут представлены конкретные предложения.
Администрация Обамы 'рассмотрит любые предложения, если они будут сделаны серьезно и в духе взаимного уважения', - сказал г-н Келли.
Во вторник ряд американских и европейских дипломатов заметила нам в частном порядке, что, судя по тому, когда именно выступил г-н Джалили, речь идет об обычной иранской схеме.
'Это типичная иранская тактика - обращаться к прессе' перед встречей, связанной с ядерной программой, полагает один из высокопоставленных европейских дипломатов, в связи с деликатностью темы попросивший не называть его имени.
На вопрос о том, не стоят ли за словами г-на Джалили попытки Ирана потянуть время и увильнуть от наказания, г-н Келли ответил: 'Вполне возможно'.
В среду представители пяти постоянных членов Совета безопасности ООН - Соединенных Штатов, Британии, Франции, России и Китая - а также представители Германии проведут во Франкфурте встречу, на которой будут обсуждаться дальнейшие действия, которые необходимо будет предпринять в случае, если Иран будет продолжать обогащать уран в нарушение резолюции ООН.
Позднее в том же месяце министры иностранных дел вышеназванных стран должны собраться в Нью-Йорке в кулуарах Генеральной ассамблеи ООН.
Специалист по Ирану из Института Брукингса (Brookings Institution) Сьюзан Мэлони (Suzanne Maloney) не верит, что Иран изменил свою позицию, особенно 'с учетом того, какие люди, окружают президента Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad) и высшего руководителя аятоллу Али Хаменеи (Ali Khamenei)'.
При этом 'все ждут, что они выдвинут в сентябре новые предложения', чтобы ослабить давление новых санкций, говорит она. 'В дипломатии они предпочитают наступление обороне', к тому же они должны дать китайцам и русским повод выступить против санкций.
Г-жа Мэлони, во времена Буша работавшая в иранском отделе госдепартамента, полагает, что, хотя в политической элите продолжают существовать серьезные разногласия, иранское правительство сумело по большей части справиться с брожением, возникшим после президентских выборов, на которых, как думают миллионы иранцев, победил кандидат от оппозиции Мир-Хосейн Мусави (Mir Hossein Mousavi).
'Не стоит думать, что в ближайшей или даже среднесрочной перспективе мы будем иметь дело с другим правительством, - говорит она, не исключая, правда, и возможности того, что г-н Ахмадинежад не продержится до конца своего второго четырехлетнего срока. - Необходимо выработать политику, которая будет учитывать уродливую реальность, но при этом останется достаточно гибкой - на случай если обстановка внезапно изменится'.
Между тем, Рэй Такей (Ray Takeyh), бывший самым высокопоставленным американцем иранского происхождения, работавшим в составе администрации над проблемами, связанными с Ираном, вернулся на этой неделе в Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations). Перейти в Совет по национальной безопасности (National Security Council) (СНБ) ему не удалось. Ранее г-н Такей работал под началом Денниса Росса (Dennis Ross), перешедшего из госдепартамента в СНБ.
Г-жат Мэлони - супруга г-на Такея - утверждает, что виной происшедшему были бюрократические препятствия, и что уход ее мужа не означает, что Иран перестал быть для администрации приоритетными направлением.
___________________________________________________________
Национальная безопасность Ирана не является поводом для оправдания его ядерной программы ("Trend News Agency", Азербайджан)
Оливковая ветвь, протянутая Обамой Ирану ("The Guardian", Великобритания)