На войне наживаются очень многие - как люди, так и организации. Но на этой неделе я узнал, что на сцене появился новый актер, который воистину гребет деньги лопатой: это индустрия паблик рилейшнз.
Пиар-компании из США и Европы очень активно действуют на Кавказе с момента прошлогоднего конфликта между Россией и Грузией из-за Южной Осетии.
Но мало кто осознает масштабы их деятельности, а также то, насколько изощренной она становится.
Эти пиарщики не занимаются той сырой и грубой пропагандой, что была в ходу в былые времена. Они нанимают бывших рекламщиков, политиков и журналистов, чтобы те создавали тонкие, но убедительные истории в интересах своих клиентов. К этим действиям присоединилась даже Москва.
Она наняла нью-йоркское агентство Ketchum, в котором примерно 50 человек работают по ее заказу. Часть работ передана на субподряд компании Portland, которой руководят бывший пиарщик Даунинг-стрит 10 Тим Аллан (Tim Allan) и бывший московский корреспондент Би-Би-Си Энгус Роксбург (Angus Roxburgh).
Южная Осетия и Абхазия пользуются услугами компании Saylor, которой руководит бывший старший редактор Los Angeles Times Марк Сэйлор (Mark Saylor). Грузия наняла бельгийское агентство Aspect под руководством выходца из Британии Джеймса Ханта (James Hunt), но наряду с этим у нее есть соглашение с лондонской фирмой Project Associates. Там по данной тематике работает бывший редактор отдела политической информации Sunday Times Дэвид Крэкнелл (David Cracknell).
Точные суммы, которые получают эти фирмы, являются коммерческой тайной, хотя слухи о разных цифрах все-таки ходят. Марк Сэйлор оценивает свое время по тарифу 550 долларов в час. Грузия платила Public Strategies 50000 долларов в месяц. Guardian утверждает, что русские за три прошедших года заплатили Ketchum и его филиалу The Washington Group как минимум 14 миллионов долларов, плюс еще 5 миллионов долларов лондонской пиар-фирме Gavin Anderson, которая представляет интересы государственного газового гиганта "Газпром". Все это не имело бы большого значения, но эти сделки вызывают вопросы о правде и о том, кто и как сообщает о войне. Один кремлевский представитель сказал во время конфликта между Россией и Грузией: "Мы ведем себя как школьники, когда речь заходит об использовании СМИ. Но мы учимся".
Он имел в виду то, что Грузия в прошлом году выиграла пиар-битву, представляя себя в качестве отважной прозападной страны, борющейся против империалистической России. Журналистов забрасывали почтовыми, а также текстовыми сообщениями о последних "зверствах" русских - вне зависимости от реальных фактов. Говорит обозреватель Guardian Питер Уилби (Peter Wilby): "Короткая война на Кавказе стала классическим примером ситуации, описанной в книге Ника Дэвиса (Nick Davies) "Flat Earth News" (Новости плоской Земли). Большинство газет не знало, что там происходит на самом деле, и не имело достаточных ресурсов, чтобы выяснить это. Поэтому грамотно организованный пиар пользовался большим спросом".
Журналист Дэвид Тэзер (David Teather) проанализировал действия пиар-компаний. "Грузины, которые зависят от американской и европейской помощи и поддержки, конечно же, больше всех могут выиграть, если будут переманивать на свою сторону общественное мнение Запада. Грузия выигрывает, когда ее представляют противостоящей России. У них подход такой: как можно чаще использовать фамилии [грузинского лидера] Саакашвили и Путина в одном предложении. Как Путин ненавидит его, как он хочет повесить его за яйца. Это пиар на 101 процент. Добро против зла. Маленький против большого. Свободолюбивая страна против бандитской России. Грузию представляют этаким демократическим рыцарем в белых одеждах, который останавливает Россию".
Но если у СМИ нет достаточных средств, чтобы самостоятельно выяснить правду, а журналистов обстреливают умело подготовленными пиар-сообщениями, то как это может повлиять на репортажи о войне?
Отчасти я возлагаю вину на тех журналистов, которые пошли "постыдным путем", как говорит один мой старый друг-репортер. Они отказались от своего благородного занятия ради высокооплачиваемого пиар-ремесла. А это ремесло не требует, чтобы они верили в ту историю, которую хочет представить их клиент. Они стали наемниками, работающими на того, кто больше заплатит.
___________________________________________________________
Обеляя российских олигархов ("The Observer", Великобритания)
Кремль создает комиссию по улучшению имиджа России ("The Wall Street Journal", США)