Прага. - Официальная перезагрузка отношений между США и Россией произошла в июле. Именно тогда Барак Обама впервые приехал в Москву с целью конкретизировать политику, уже обрисованную вице-президентом Джо Байденом и госсекретарем Хилари Клинтон.
В своей речи американский президент подверг критике 'старые формулы' Москвы, среди них - желание России соперничать с США путем захвата и противопоставления сфер влияния.
'Эти формулы неверны', - сказал он. 'В 2009 году сверхдержава не должна показывать силу путем доминирования или запугивания других государств. Прошли те дни, когда империи могли обращаться с суверенными государствами как с шахматными фигурами'.
Но, шесть месяцев спустя после начала его президентского срока, все еще неясно, вылилась ли перезагрузка в какие-то реальные перемены политики Вашингтона, тогда как Кремль продолжает эскалировать напряжение со своими прозападными соседями.
В своей речи в июле Обама упомянул Грузию, американского союзника, на которого в прошлом году Россия напала в ходе войны, которая отбросила отношения России с западными странами на уровень холодной войны.
Никаких сделок
Это была самая низшая точка после нескольких лет усиливающегося напряжения, Вашингтон стал воспринимать подход Москвы как 'игру с нулевой суммой', в которой то, что хорошо для одной страны, - плохо для другой.
Майкл МакФол (Michael McFaul), главный директор по вопросам России и Евразии Совета национальной безопасности США, - главный строитель политики Обамы в отношении России. В речи перед журналистами незадолго до июльского саммита он сказал, что у Вашингтона нет иллюзий по поводу восприятия мира российским руководством.
'США воспринимаются как противник', - сказал он. 'Я уверен, что многие из них, разговаривая о нас, будут использовать грубые слова. Они думают, что наша цель номер один в мире - ослабить Россию, окружить Россию, сделать так, чтобы мы стали сильнее, а Россия слабее'.
МакФол заявил, что США начнут пытаться искать выход из тупика в отношениях с помощью нового реализма. Вашингтон, по его словам, представит свою позицию по спорным вопросам 'очень четко' - прежде чем попытаться найти 'пути сотрудничества с Россией по темам, которые мы определяем как наши национальные интересы'.
Среди вопросов, которые вызывают наибольшие разногласия, - яростное сопротивление России желанию прозападных стран Украины и Грузии войти в НАТО. МакФол сказал, что Вашингтон, 'не будет разубеждать или торговаться с русскими' по поводу расширения НАТО.
'Ради этой перезагрузки мы ни в коем случае не оставим наши очень близкие отношения с этими двумя демократиями, Украиной и Грузией', - сказал он.
Открытие
Политика Обамы в отношении России является частью более широкой стратегии поиска отношений со странами, от Латинской Америки до Ближнего Востока, с помощью демонстрирования большего уважения и убеждений в том, что все стороны могут выиграть больше от усиления сотрудничества, чем от попыток конкурировать.
Маршалл Голдмэн (Marshall Goldman) из Гарвардского Университета говорит, что идея о перезагрузке уже снизила напряжение между Москвой и Вашингтоном. Обама свежим взглядом посмотрел на весь спектр проблем, говорит он. 'Это может стать важной поворотной точкой в мировой истории'.
Российский президент Дмитрий Медведев приветствовал инициативы Обамы во время саммита в июле.
'Новая администрация с Бараком Обамой во главе демонстрирует желание изменить ситуацию и создать более эффективные, более надежные и в конечном счете более современные отношения', - сказал он. 'Мы готовы сыграть свою роль'.
8 сентября министр иностранных дел России Сергей Лавров написал в газетной статье, что американо-российские отношения значительно улучшились, частично благодаря визиту Обамы. 'Мы видим, что желание вести политику конфронтации снижается, в особенности в евроатлантическом сообществе', - написал он.
Но недавно Россия предприняла ряд мер, которые вызывают сомнения в способности Вашингтона начать диалог с Москвой. В августе Кремль усилил свое военное присутствие в промосковских мятежных провинциях Грузии Абхазия и Южная Осетия, нарушив перемирие, посредником в установлении которого выступал ЕС.
Вскоре после этого Кремль представил проект закона, облегчающий направление войск за границу для 'защиты российских граждан' и 'предотвращения агрессии в отношении другого государства'.
В Москве политолог Кирилл Рогов говорит, что обамовское наступление при помощи обаяния не возымело никакого видимого эффекта на отношения. Он говорит, что призывы к уважению глобальных ценностей натыкаются на стену глухоты, когда дело касается таких авторитарных лидеров как российские.
'Для них политика всегда играется по правилам нулевой суммы, утверждает он. Это означает, что результаты политики Обамы могут обернуться разочарованием, хотя сама идея и кажется похвальной'.
Опять Украина и Грузия?
Некоторые полагают, что последние действия Кремля - это признак того, что он намеревается встать в стойку в ожидании следующей возможной геостратегической битвы между Россией и Западом: по поводу Украины.
Недавно Медведев призвал к новому руководству своего прозападного соседа, спровоцировав обвинения в том, что Москва пытается повлиять на исход грядущих президентских выборов в январе следующего года. Также начались спекуляции на тему того, что Москва нацеливается на дипломатический или даже военный конфликт.
Рогов говорит, что планы России на бывшую советскую республику не ограничиваются сопротивлением вступлению Украины в НАТО.
'Кремль полагает, что Украина должна стать частью российской сферы влияния', - говорит он. 'Так они это видят, и это станет крупнейшей проблемой в отношениях' (с США).
Рогов говорит, что столкновение позиций Вашингтона и Москвы на тему того, какие действия допустимы на Украине и в других бывших советских республиках, угрожает пустить под откос политику перезагрузки Обамы.
Но другие в Москве преуменьшают важность Украины, отрицая обвинения в том, что действия Кремля были чрезмерно конфронтационными.
Виктор Кременюк из Московского института США и Канады говорит, что Россия лишь реагирует на угрозу своей безопасности, которую она видит в расширении НАТО. Он ставит под сомнение утверждения Запада о том, что в основе внешней политики должны быть ценности, а не сферы влияния. 'Если бы у нас были общие ценности, - говорит он, - я не думаю, что у нас были бы одинаковые проблемы'.
'Мы разные', - продолжает Кременюк. 'Это что-то вроде испытания. С такими разными ценностями, можем ли мы уживаться? Вот это реальный вопрос'.
Кременюк утверждает, что успех политики Обамы зависит от положительного исхода переговоров о подписании нового пакта о ядерном оружии к концу года. Обе стороны заявляют, что они хотят подписать соглашение, которое заменит соглашение СНВ 1991 года, срок которого истекает в декабре
Большинство аналитиков согласны с тем, что до сих пор не было никакой конфронтации или кризиса в отношениях, которые показали бы, в чем состоит отличие текущего взаимодействия Вашингтона с Москвой от прежних отношений. Но есть серьезные сомнения - действительно ли поездка президента в Москву в июле положила начало процессу, который может вытянуть отношения с Россией из глубин, которых они достигли в эпоху администрации Буша.
Вторая часть материала будет посвящена страхам в Восточной и Центральной Европе относительно того, что Вашингтон не станет противиться попыткам Москвы вновь насадить свое влияние в странах бывшего советского блока.