Американский президент Барак Обама сделал улучшение отношений с Россией одним из своих внешнеполитических приоритетов. Но есть серьезные опасения, что Вашингтон пожертвует поддержкой своих союзников, которые раньше входили в советский блок. Вторая часть серии статей RFE/RL посвящена озабоченности тем, что никто не воспрепятствует действиям Москвы по насаждению своего влияния.
Прага. - Когда в прошлом месяце на конференции в Кишиневе были объявлены результаты парламентских выборов в Молдавии, многие подумали, что будущее страны зависит от исхода этих выборов. Долгое время находившаяся под управлением коммунистов Молдавия культивировала тесные политические и экономические связи с Москвой.
Многие молодые жители Молдавии обвиняли коммунистов в том, что из-за них обнищавшая страна погрязла в прошлом. Они поддержали группу либеральных партий, которые обещали поставить Молдавию на путь к европейской интеграции.
Невзирая на многочисленные обвинения в фальсификации результатов со стороны коммунистов оппозиция выиграла большинство. Студент университета Алексан Юлиан (Alexan Yulian) говорит, что это дало Молдавии новую надежду.
'Все ожидают, что велики шансы на лучшее, - говорит он. - И мы очень хотим поддержки со стороны Европы, очевидной поддержки, это самое важное'.
Молдавия - последняя арена боевых действий между возрождающейся Россией, которая пытается восстановить свое влияние над бывшей советской территорией, и странами Запада, которые пытаются поддержать там демократию. Именно в этих странах, беспокоятся критики Кремля, попытка американского президента улучшить отношения с Россией приведет к уменьшению поддержки США.
Использование рычагов
В июле группа бывших центральноевропейских и восточноевропейских лидеров написала открытое письмо президенту Обаме. Письмо было отправлено практически сразу после его визита в Москву на саммит, анонсированный как запуск перезагрузки в американо-российских отношениях. Бывший чешский президент Вацлав Гавел (Vaclav Havel) и польский президент Лех Валенса (Lech Walesa) были среди подписантов этого письма, выразивших глубокую озабоченность по поводу опасности, которая грозит их новым демократиям.
Среди угроз, которые они называют, - то, что 'Россия насаждает привилегированное положение в определении наших альтернатив по безопасности'. 'Она использует открытые и скрытые инструменты экономической вражды, начиная от энергетической блокады и политически мотивированных инвестиций и заканчивая манипуляцией СМИ с целью продвижения своих интересов и создания препятствий для трансатлантической ориентации Центральной и Восточной Европы'.
В Молдавии до выборов Россия обещала коммунистическому правительству 500 миллионов долларов. Через некоторое время коммунистический президент Владимир Воронин высказал критику в адрес программы ЕС 'Восточное партнерство', нацеленной на усиление связей с Молдавией и другими соседями Евросоюза.
Влияние Москвы ощущается также и в бизнесе: российские государственные компании и связанные с Кремлем олигархи раскупают молдавские компании. Экономист Татьяна Ларушин (Larushin) говорит, что 75 процентов молдавских СМИ уже принадлежат русским и распространяют кремлевскую пропаганду.
'Молдавия несчастна, потому что Россия использует свои госкорпорации для проведения своей внешней политики', - говорит она.
Но самый большой козырь России в Молдавии - это ее поддержка промосковского сепаратистского региона Приднестровье, который отделился после жестокой войны в 1992 году. Вскоре после того, как Воронин высказал критику в отношении 'Восточного партнерства', Кремль пригласил его в Москву на переговоры с сепаратистским лидером Приднестровья, которые многими оценивались как награда за лояльность.
Политолог Игорь Мунтяну (Igor Muntianu) говорит, что Кремль использует свои рычаги контроля над Молдавией для предотвращения политических перемен, которые он воспринимает как угрозу российским интересам.
'Русские пытаются использовать уязвимые места молдавских национальных элит, лидеров коммунистической партии, с целью продвижения своих собственных интересов и противостояния политике Евросоюза', - считает Мунтяну.
Сфера интересов
Действия Москвы в Молдавии отражают общую политику в так называемом 'ближнем зарубежье'. Кремль оборвал поставки природного газа на Украину и заблокировал импорт продовольственных товаров из нескольких бывших советских союзников.
Вторжение Грузии в промосковский сепаратистский регион Южная Осетия спровоцировало серьезные опасения того, что Вашингтон не будет вмешиваться, пока Россия насаждает то, что она называет 'привилегированными сферами интереса'.
Чешский министр по делам Европы Штефан Фуле (Stefan Fule) говорит, что недооценка значимости недавнего письма Обаме будет ошибкой.
'Тот факт, что есть число постоянных фигур, которые хорошо служили своим государствам и которые сочли необходимым написать такое письмо - это важно, это отражение того, что такая обеспокоенность на этой части Европы существует'.
Фуле говорит, что пока еще рано судить о том, стали ли результатом новой политики Обамы в отношении России какие-то реальные изменения. Но он утверждает, что она принесет успехи лишь в том случае, если Вашингтон будет непоколебим в своей позиции по самому спорному вопросу.
'Это реалистично, - говорит он, - только если за этим последует сильная политика, отвергающая всякую попытку восстановить сферы влияния'.
Различия в восприятии
Некоторые полагают, что перед Вашингтоном предстоит невыполнимая задача - из-за фундаментальных различий в мировосприятии Москвы и западных стран. В Москве бывший независимый депутат Владимир Рыжков говорит, что российские жесткие авторитарные лидеры определяют свои интересы в оппозиции к Западу.
'Идеологическая основа путинского режима жестко следует советским моделям, - говорит он. - Она пользуется антилиберальной, антиамериканской и антизападной пропагандой, и она дискредитирует либеральные ценности и демократию'.
Рыжков говорит, что российские действия, которые кажутся непонятными чужакам, зачастую объясняются не выгодой для страны, а выгодой для ее лидеров. Прекращение поставок газа на Украину в январе серьезно повредило имиджу России - потому что сорвало поставки миллионам европейцев в середине рекордно холодной зимы. Российский "Газпром" потерял более миллиарда долларов прибыли.
Но среди россиян отключение лишь сделало еще более блестящим образ крутого парня премьер-министра Владимира Путина, который ушел с поста президента в прошлом году, и который, как многие считают, полагается на персональную демонстрацию силы для того, чтобы показать, что он все еще находится во главе этой страны.
Нет совпадения в том, что Обама отметил, что преодоление тупика в отношениях потребует задействованности не только российских лидеров, но и большой части общества. Во время своего июльского визита в Москву американский президент встретился с российскими бизнесменами, оппозиционными политиками и правозащитниками.
Рыжков, который был среди них, оценивает усилия Обамы как необходимые, но говорит, что они никак не повлияли на отношения.
Визит Обамы в Москву не возымел того эффекта, на который, вероятно, рассчитывала администрация США, считает он. 'Не было никакого прогресса, позиции почти по всем вопросам, по сути, не изменились'.
Это слабое утешение для стран бывшего советского блока, которые беспокоятся о возможности очередной интервенции Москвы. Многие полагают, что это будет на Украине, где январские президентские выборы могут определить курс будущего страны.
Как идет перезагрузка? ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)