Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Загнанная в угол Колумбия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Латинская Америка давно не видела такого единодушия. На прошлой неделе прошел саммит Союза южноамериканских наций - структуры, которой многие хотели бы заменить Организацию американских государств (вероятно, из-за того, что в последнюю входят США, Мексика и Канада). Незадолго до этого Вашингтон и Богота заключили новое соглашение, которое гарантирует США доступ к семи военным базам в Колумбии. В итоге практически все участники саммита воспользовались случаем, чтобы обрушиться на президента США Барака Обаму и президента Колумбии Альваро Урибе (Alvaro Uribe).

Латинская Америка давно не видела такого единодушия. На прошлой неделе прошел саммит Союза южноамериканских наций - структуры, которой многие хотели бы заменить Организацию американских государств (вероятно, из-за того, что в последнюю входят США, Мексика и Канада). Незадолго до этого Вашингтон и Богота заключили новое соглашение, которое гарантирует США доступ к семи военным базам в Колумбии. В итоге практически все участники саммита воспользовались случаем, чтобы обрушиться на президента США Барака Обаму и президента Колумбии Альваро Урибе (Alvaro Uribe).

У некоторых получалось это сделать грациозно, как у лидеров Бразилии и Чили, некоторые - венесуэлец Уго Чавес (Hugo Chavez), эквадорец Рафаэль Корреа (Rafael Correa) боливиец Эво Моралес (Evo Morales) - высказывались, по обыкновению, резко. Однако все были согласны с тем, что за этим соглашением стояло нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Несмотря на все заверения США и Колумбии в том, что речь идет только о борьбе с наркотиками и терроризмом, большинство лидеров Латинской Америки сочли происходящее попыткой увеличить американское военное присутствие в регионе. В этом они одновременно и правы, и неправы.

Безусловно, соглашение-по крайней мере, в своей опубликованной части-ограничивается этими вопросами, и не призывает увеличить американский контингент в Колумбии (в которой сейчас находится 1400 военнослужащих США). Не идет в нем речь и о том, чтобы разместить в стране больше самолетов, вооружений и наблюдательной аппаратуры, чем было ранее на базе ведомства по борьбе с наркотиками в эквадорском городе Манта. Однако именно здесь и коренится проблема. В этом году срок аренды базы в Манте истек, и Корреа закрыл ее. Разумеется, Вашингтон начал искать альтернативы. Колумбия подошла идеально, в особенности потому, что в ней уже наличествует небольшое военное присутствие США.

В результате Колумбия оказалась по итогам саммита в той самой изоляции, о которой предупреждал Чавес. С востока Колумбии угрожает Венесуэла. Чавес не только начал гонку вооружений, заказав в больших количествах российские самолеты, танки, автоматы и бронетранспортеры, но и предоставляет со своей стороны границы укрытие боевикам колумбийской ФАРК. Многие эксперты, а также, собственно, правительство Колумбии утверждают, что он помимо этого снабжает ФАРК деньгами и оружием, обеспечивает ее бойцам подготовку и медицинскую помощь. С юго-запада Колумбии угрожает Эквадор, также поддерживающий наркопартизан и предоставляющий им убежище. У себя дома Урибе, в свою очередь приходится иметь дело с проблемой повстанцев, которым был нанесен смертельный удар, но которые, тем не менее, продолжают действовать во многих частях страны.

С учетом всего этого Урибе логично решил укреплять связи с единственным настоящим союзником Колумбии в Западном полушарии (даже та же Мексика поддерживает Боготу без всякого рвения). В результате Урибе и Обама оказались в Латинской Америке в одиночестве. Когда президент США, только придя к власти, обещал начать новую эпоху в отношениях с регионом, он явно имел в виду нечто другое. На первый взгляд, кажется, что ни у американского, ни у колумбийского президента нет особого выбора.

На самом деле, выбор есть. Чтобы перехватить дипломатическую инициативу, Урибе мог и должен был совершить смелый шаг - отказаться переизбираться на пост президента (его срок истекает в 2010 году). Это заставило бы всех латиноамериканских популистов, каждый из которых стремится продлить собственное пребывание у власти, занять оборонительную позицию. Во-вторых, Урибе и Обаме следовало бы прекратить просто реагировать на дипломатические выходки Чавеса, и перейти в наступление, показав миру и региону, как Венесуэла и ее союзники провоцируют напряженность у себя и во всем полушарье, а также постоянно вмешиваются в чужие внутренние дела.

Всем должно стать понятно, что подобная деятельность, как и крепнущие связи с Россией и Ираном, угрожает миру и безопасности в регионе. На это указывают и набирающая обороты гонка вооружений, и иранская ядерная программа, и постоянные словесные инвективы Чавеса, которые, в конце концов, могут перестать быть исключительно риторическими. С 1999 года - при трех администрациях- в ответ на военные, идеологические и дипломатические провокации Каракаса Вашингтон, в той или иной степени, постоянно подставлял другую щеку. Урибе, напротив, давал сдачи и отходил, Настало время Обаме проявить свою обычную сдержанность, одновременно перехватив дипломатическую инициативу. США и Колумбия не должны отказываться от своего соглашения, однако не должны и выходить за его пределы в военной сфере. Тем временем, им следует работать над тем, чтобы уменьшить свою изоляцию и изолировать Венесуэлу. В противном случае, Чавес продолжит перетягивать регион на свою сторону, а Урибе и Обама окажутся в одиночестве.

Хорхе Кастанеда - бывший министр иностранных дел Мексики, почетный иностранный профессор Нью-Йоркского университета, научный сотрудник фонда New America Foundation.

__________________________________________________________

Друзья Чавеса ("TalCual", Венесуэла)

Возникает новая ось Иран - Венесуэла ("The Wall Street Journal", США)

Обсудить публикацию на форуме