Вчера из США поступило предупреждение, что у Ирана, возможно, уже есть достаточное количество обогащенного урана, чтобы создать атомную бомбу. В то же время Тегеран не отреагировал на угрозы ввести новые санкции и продолжил заниматься развитием своего атомного проекта.
По словам западных дипломатов, в предложениях иранской стороны, переданных вчера министром иностранных дел Манушером Моттаки представителям пяти стран-членов Совета безопасности ООН и Германии, не содержалось почти ничего нового. По их словам, представленный документ представлял собой не более чем переделку более ранней версии, в которой никак не решался вопрос с озабоченностью мирового сообщества наличием в атомном проекте Ирана военной компоненты.
Приближается назначенный президентом Обамой крайний срок, и тема Ирана заняла почти всю повестку дня на длящейся уже неделю в Вене встрече Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ). По последним оценкам американских специалистов, итог которым подвел представитель США в МАГАТЭ Глин Дэвис (Glyn Davies), иранская программа обогащения урана может подвести ситуацию к "опасному и дестабилизирующему уровню возможностей".
"Иран сейчас очень близок к обладанию, а может, уже и обладает достаточным количеством низко обогащенного урана, чтобы произвести одну ядерную боеголовку, при условии, что было принято решение обогащать его до уровня, необходимого для производства оружия", - сообщил Дэвис руководству МАГАТЭ.
Дэвис подтвердил собранные разведданные об экспериментах Тегерана с оружием, служившие, по его словам, подтверждением наличия у атомного проекта и такого аспекта, который призван удовлетворить военные амбиции.
"Если рассматривать это в связи с отказом Ирана сотрудничать с МАГАТЭ по вопросам его более ранней деятельности, связанной с боеголовками, то у нас появляются все основания полагать, что Иран сознательно пытается, по меньшей мере, сохранить за собой возможность реализовывать сценарий с производством ядерного оружия", - высказался Дэвис.
Эта точка зрения идет вразрез с мнением генерального директора МАГАТЭ Мухаммада аль-Барадеи, который обычно предлагает не придавать большого значения иранской угрозе.
Тегеран категорически утверждает, что атомный проект служит исключительно мирным целям, но отказывается ответить на вопросы МАГАТЭ касательно попыток заполучить оружие, что, как выразился аль-Барадеи, приводит к патовой ситуации.
Разведывательные данные, касающиеся атомного проекта, не вошли в состав печатной версии ежегодно публикуемого отчета на эту тему, что позволило Франции и Израилю обвинить аль-Барадеи в сознательной попытке скрыть эту информацию. Великобритания призвала аль-Барадеи раскрыть всю актуальную информацию, имеющуюся в распоряжении агентства.
Западные официальные лица опасаются, что тактика, заданная Обамой, может перестать приносить плоды. Тогда в качестве следующего хода останется только вводить санкции. Великобритания, США, Франция и Германия поддержали идею поразить санкциями уязвимый энергетический сектор иранской экономики, но им еще предстоит убедить Китай и Россию отдать на Совете безопасности ООН свои голоса в поддержку этого шага.
В октябре состоится очередное заседание Генеральной ассамблеи ООН. В его рамках будет проведена встреча, на которой и обсудят следующий шаг.
___________________________________________________________
Афганистан: Северная сеть поставок функционирует в обстановке нарастающей небезопасности ("EurasiaNet", США)
Волк в талибьей шкуре? ("Global Post", США)