1 сентября, 70-летняя годовщина начала Второй мировой войны, также отметило конец эпохи особой близости между Польшей и Соединенными Штатами.
Среди почетных гостей, толкающихся возле мемориала в Гданьске, где прозвучали первые выстрелы Второй мировой, были канцлер Германии Ангела Меркель и российский премьер Владимир Путин. США были представлены генералом Джеймсом Джонсом (James Jones), советником по национальной безопасности.
Джонсон был даже на ступень выше первоначальной кандидатуры - Уильяма Перри (William Perry), бывшего министра обороны. Об этом сообщил Славомир Новак (Slawomir Nowak), близкий советник премьер-министра Польши Дональда Туска (Donald Tusk).
Низкая приоритетность события с точки зрения США, которая имела громадную символическую значимость для поляков, - знак смены приоритетов Вашингтона. У президента Барака Обамы полон рот хлопот, связанных с последствиями экономического кризиса, он поглощен Ираком и расширяет операцию в Афганистане, а также не спускает глаз с Китая, Северной Кореи и Ирана. При этом он одновременно пытается реформировать американскую систему здравоохранения. Кажется, у администрации не осталось сил на развитие отношений в той части мира, где немедленное внимание пока не требуется.
'США признали, что трансформация Европы прошла успешно, и что нет необходимости заниматься этим регионом', - сказал Адам Дэниэль Ротфельд (Adam Daniel Rotfeld), бывший министр иностранных дел Польши, в интервью газете Rzeczpospolita.
Перемена взглядов уже стала очевидной. Тогда как во время президентства Джорджа Буша поляки поддерживали американского лидера как никакая другая страна мира, включая самих США, новое исследование показывает явное охлаждение. Западная Европа, которая от Буша вздрагивала, настроена за Обаму, тогда как Центральная Европа относится к шагам американского лидера навстречу России скорее с опаской.
В прошлом году Опрос трансатлантических тенденций, проведенный Фондом Маршалла и другими институтами, обнаружил, что 44 процентов поляков поддерживают Буша, это самый высокий уровень поддержки, который у него был в Европе, - среди французов, например, неоднозначный техасец пользовался поддержкой лишь 11 процентов населения. В этом году Обаму поддерживают лишь 55 процентов поляков, это самый низкий показатель по Европе, тогда как 88 процентам французов Обама по душе.
Хотя дискуссии на тему того, кого послать на церемонию 1 сентября, были чисто символическими, отход США от Центральной Европы можно наблюдать в более реальных политических решениях.
Самая важная политическая перемена касается ПРО, часть которой должна была располагаться в Польше и Чешской республике с целью перехвата ракет из таких недружественных государств как Иран. Во времена администрации Буша поляки провели тяжелую сделку, настояв на том, чтобы установить дивизион ракет Пэтриот в обмен на строительство ПРО в Польше.
Программа вызвала ярость в России, которая восприняла это как потенциальную угрозу, и беспокойство среди союзников Польши по ЕС. За последние недели власти США, включая генерала Патрика О'Райли (Patrick O'Reilly), главу Агентства по противоракетной обороне, начали заявлять, что будет более разумно не размещать часть системы в Центральной Европе.
Лидеры центральноевропейских стран так обеспокоились изменением тенденции в американской политике, что некоторые из них, включая бывшего президента Чехии Вацлава Гавела (Vaclav Havel) и бывшего президента Польши Леха Валенсу (Lech Walesa), написали администрации Обамы письмо, в котором заявили, что противоракетная оборона - лакмусовая бумажка значимости, которую США придают связям с Центральной Европой.
В письме, воспринятом в Вашингтоне без энтузиазма, также высказывался совет о том, что США следует предпринять усилия для укрепления связей, потому что новое поколение лидеров, приходящих к власти в Центральной Европе, настроено не так рефлекторно проамерикански, как предыдущее.
Поляки были страшно благодарны за непоколебимый антикоммунизм Рональда Рейгана и воспринимали США как лучшего гаранта их независимости от России после конца коммунистической эпохи в 1989 году. Именно американское давление послужило поводом для того, чтобы в 1999 регион был принят в НАТО, и поляки отплатили тем, что закупили у американского Lockheed Martin 48 истребителей F-16, несмотря на конкурирующие предложения со стороны европейских производителей.
Теперь, хотя Польша никоим образом не является антиамериканской, растет ощущение, что страна перестаралась в своем столь интенсивном сосредоточении на Вашингтоне. Серьезные причины для переоценки - растущая уверенность Польши в качестве члена Евросоюза и осознание того факта, что самые жизненно важные вопросы для Польши решаются в Брюсселе.
Другая причина это то, что роль самого близкого союзника США в Европе принесла больше издержек, чем прибылей. Польша оскорбила своих западноевропейских союзников тем, что приняла участие во вторжении в Ирак в 2003 году, но тамошняя миссия - поляки были ответственны за целую провинцию - принесла мало экономических и дипломатических прибылей, и войска вышли из Ирака год назад. Однако, Польша все еще воюет в Афганистане.
С энтузиазмом принимавшая участие в войне с терроризмом, Польша теперь может столкнуться с обвинениями в том, что позволила США на своей территории сажать в тюрьму и, вероятно, пытать подозреваемых в терроризме.
По-прежнему раздражение вызывает то, что приезжающие поляки должны получать визу, этот вопрос часто поднимается и заставляет поляков чувствовать, что их вклад как американских союзников недооценивается.
'Визы, все дело в визах', - пожаловался чиновник в американском посольстве в Варшаве. Полякам для приезда в США нужна виза, очень многие заявки на безвизовый въезд отклоняются, согласно установленным Конгрессом правилам.
В конце концов, замена Перри Джонсом 1 сентября пощадила чувства поляков, но не вытеснила растущего ощущения того, что отношения между двумя союзниками поизносились.
__________________________________________________________
США-Польша. Конец романа ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Вашингтон ограничивает программу ПРО ("Le Figaro", Франция)