Когда Пакистан только начал развивать свою ядерную программу, США закрыли на это глаза, так как Исламабад принял участие в афганской войне против Советского Союз. Этот недосмотр привел к тому, что бомба была изготовлена всего за шесть лет, заявил оклеветанный пакистанский ученый физик Абдул Кадер Хан (A Q Khan).
'Я утверждаю, что война предоставила нам возможность усилить наш ядерный потенциал', - заявил пакистанский ученый-ядерщик в интервью с пакистанским телеканалом, ведущим вещание на урду.
'Заслуга (в создании ядерной бомбы) принадлежит мне и моей команде, потому что это была очень сложная задача, практически невозможная. Учитывая американское и европейское давление на нашу программу, если бы в то время не произошла война в Афганистане, у нас бы не было возможности произвести бомбу так быстро, как мы это сделали', - рассказал Хан телеканалу Aaj News Television.
Интервью с Ханом, недавно выпущенным из-под домашнего ареста, транслировалось в Карачи 31 августа. Интервью было переведено Центром открытых источников Управления государственной разведки.
Переведенное интервью не было выпущено в широкий тираж, но его копия была получена 'Секретными новостями' Федерации американских ученых (Secrecy News of the Federation of American Scientists).
Хан, посаженный под домашний арест предыдущим режимом Мушаррафа и выпущенный ранее в этом году, заявил: 'Пакистан был готов к испытаниям ядерной бомбы спустя всего шесть лет после начала обогащения урана'.
'Мы добились первого обогащения урана в центрифуге 6 апреля 1978 года. К началу 1983 года мы достигли 90-процентного обогащения', - также сказал он.
'10 декабря 1984 года я написал письмо генералу Зиа, в котором сообщил ему, что оружие готово, и что мы можем детонировать его при уведомлении за неделю, - сказал Хан, - однако Зиа решил не проводить испытания бомбы'.
'В афганской войне мы были союзниками Соединенных Штатов. К нам шла помощь. Мы попросили генерала Зиа и его команду устроить испытание, но они сказали, что не могут провести их, так как это вызовет серьезные последствия. Они утверждали, что, так как Соединенным Штатам пришлось закрыть глаза на нашу ядерную программу из-за нашей поддержки войны в Афганистане, это давало нам возможность и дальше развивать программу. Они сказали, что испытания могут быть проведены в любой момент когда-нибудь попозже', - рассказал Хан, согласно предоставленному переводу интервью.
Помимо обсуждения графика пакистанской программы по разработке ядерного оружия, в интервью Хан также обсудил стоимость программы и ее логистику, а также его успешные усилия в сфере уклонения от контроля за экспортом. 'Они не могли перехитрить нас, так как мы всегда были на шаг впереди', - сказал он.
'Так как я прожил в Европе 15 лет, я хорошо разбирался в их промышленности и поставщиках. Я знал, кто что делает. Когда я вернулся в Пакистан, я начал покупать у них оборудование, пока они не запретили продажу нам оборудования. Тогда мы начали покупать то же самое оборудование через другие страны, такие как Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Абу Даби и Сингапур', - рассказал Хан.
'Интервью дает интересную информацию о каналах поставки Пакистана, про которые он говорит, что те же каналы использовались и Ираном и Ливией', - прокомментировала слова Хана Иванка Барзашка (Ivanka Barzashka), научная сотрудница Федерации америкаских ученых, изучающая распространение центрифугальной технологии.
________________________________________________________
Иран, Запад, ядерная бомба и лицемерие ("Arab News", Арабская пресса)
Грязная американская игра в Пакистане ("Pakistan Daily", Пакистан)