В 1957 году австрийский иммигрант Франк Штронах (Frank Stronach) в своем гараже в Торонто начал делать крепления для солнцезащитных щитков и продавать их фирме General Motors.
В четверг мечта Штронаха делать автомобили прошла полный круг. Его компания - Magna International (Канада), - скорее всего, станет хозяином европейских заводов GM.
Как сообщило правительству Германии руководство GM, компанией было принято решение продать "Магне" и ее инвестиционному партнеру, российскому Сбербанку, 55 процентную долю европейских производственных предприятий. GM оставит тридцать пять процентов акций себе, а десять процентов отдаст работникам Opel.
Принятое руководством GM решение позволило свободно вздохнуть канцлеру Германии Ангеле Меркель (Angela Merkel) - ей осталось менее трех недель до выборов. "Магна" заручилась в Германии поддержкой государства, а также профсоюзных организаций "Опеля", пообещав им не сокращать рабочие места в стране.
Окончательного соглашения, однако, до выборов ждать не приходится. Руководство GM подчеркивает, что для переоборудования четырех заводов "Опель", находящихся в Германии (там работает примерно половина из 55 тысяч человек, задействованных GM в Европе), требуется согласие профсоюзов. Представители влиятельного профсоюза IG Metall ожидают, что переговоры будут тяжелыми, а правительство Германии пока не решило, сколько готово выделить денег. Изначально планировалось выделение более 6,5 миллиардов долларов на кредитные поручительства.
Закрепив за собой "Опель" и Vauxhall (так называется промышленный комплекс в Великобритании), Штронах выполнит свое давно всем известное желание заниматься производством автомобилей. Но ряд аналитиков подвергли сомнению жизнеспособность планов "Магны" заниматься чем-то большим, чем производство запчастей.
В прошлом Штронах уже пробовал заниматься побочными видами деятельности, в том числе скачками и изданием книг, но инвесторам это не приносило ничего, кроме расстройств. И хотя приобретаемый "Опель" явно ближе к профильной деятельности "Магны", в таких областях, как дизайн, маркетинг и розничные продажи у компании нет практически никакого опыта.
Еще более неприятным, пожалуй, представляется то, что еще до окончательного оформления сделки, по крайней мере, от одного потенциального клиента - компании "Фольксваген" - поступил намек, что приобретать запчасти у конкурента - дело нежелательное.
Отвечая на вопрос канадского информационного кабельного телевидения BNN о том, что приобретение "Опеля" даст акционерам "Магны", Штронах сначала поколебался, а потом упомянул минимизацию риска.
Несмотря на этот комментарий, многие аналитики предупреждают Штронаха, что риски могут быть очень велики.
"Я знаю, что они всегда хотели этим заняться", - сказала Ребекка Линдлэнд (Rebecca Lindland), директор автопромышленной группы при IHS Global Insight. - "Но на что они способны на самом деле?".
Тони Фариа (Tony Faria), преподаватель теории бизнеса из Виндзорского университета (штат Огайо), давно наблюдающий за деятельностью "Магны", добавил к этому:
"В целом мне это не кажется осмысленным. Наверно, Франк Штронах просто тешит свое самолюбие".
Вне зависимости от того, какие сомнения могут возникать по поводу планов "Магны" на "Опель", как производитель запчастей "Магна" пользуется всеобщим уважением. Рецессия ее, конечно, затронула, но для индустрии, где обанкротилось столько фирм, "Магна" показывает очень неплохие результаты. В конце последнего квартала у "Магны" было 1,7 миллиарда долларов наличными, а продажи составили 3,7 миллиарда.
С другой стороны, опыта разработки автомобилей у "Магны" немного. В 1989 году компания вложила восемь миллионов долларов в создание Torrero - четырехколесного экипажа с двигателем мощностью 535 лошадиных сил и салоном, отделанным кожей бизона, предполагая продавать его по 200 тысяч долларов, но ни один производитель не согласился стать партнером "Магны" по продвижению его на рынок. Более поздняя попытка создать городской автомобиль так же провалилась.
"Опель" - это уже вторая попытка "Магны" купить входной билет в сектор автоиндустрии. В 2007 году "Магна" в составе одного консорциума пыталась купить Chrysler. Впоследствии Штронах выражал радость в связи с тем, что его фирма проиграла тендер.
Опыт сборки автомобилей, однако, у "Магны" есть. Расположенный в Австрии завод продает таким фирмам, как BMW и Mersedes-Benz, полноприводные универсалы, а также производит седаны и джипы (для Chrysler) и, до недавнего времени, кабриолеты для Saab.
У "Магны" нет опыта разработки и продажи ни одного из перечисленных видов автомобилей. Также неясно, как можно вписать в корпоративную структуру "Магны" такую крупную структуру, как "Опель".
С первых дней существования фирмы Штронах не следовал общей для автопрома тенденции концентрировать все работы на больших заводских комплексах, а отдавал предпочтение небольшим заводам, причем управляющим предоставлялась значительная степень автономии. Подобная схема позволяла руководству "Магны" устраивать конкуренцию между отдельными заводами, отдельными управляющими и даже отдельными рабочими, благодаря чему повышается производительность.
Хотя немецкие профсоюзы горячо поддержали заявку "Магны" на участие в тендере на приобретение "Опеля", но Штронах , который выступал с лекциями для канадских сограждан о важности свободы предпринимательства, с профсоюзами не дружит давно.
"Долгие годы все управляющие знали, что за допущение профсоюзной деятельности у себя на заводе их уволят", - сообщил Крис Пайпер (Chris Piper), преподаватель теории бизнеса из Университета Западного Онтарио, занимающийся изучением автомобильной промышленности.
В своем телевизионном интервью Штронах заявил, что существование между заводами по производству запчастей и предприятиями "Опеля", как он выразился, "пожарной стены", позволит не беспокоиться о том, чтобы клиенты покупали запчасти у конкурентов.
Похоже, что подобная концепция удовлетворяет исполнительного директора Ford Motor Company Уильяма Форда-младшего (William C. Ford Jr.), сказавшего по этому поводу: "Пока что нам это удобно".
Линдлэнд, однако, полагает, что многим клиетам побеспокоиться есть о чем. "Магна" нередко выполняет заказы на разработку и дизайн целых фрагментов автомобилей - всю электронику автомобиля Mini для BMW, например, или интерьер салона для микроавтобусов Chrysler. Знание будущих потребностей конкурентов станет для Opel преимуществом в конкурентной борьбе.
На просьбы дать интервью "Магна" не отозвалась. В своем телевизионном интервью, однако, Штронах четко дал понять, что его заявка на приобретение "Опеля" была обусловлена надеждой на выход на российский рынок. "Магна" подвергалась критике за недостаточно интенсивное проникновение на азиатские рынки, а также за неудачные попытки обеспечить поставки для заводов в Северной Америке, принадлежащие азиатским странам. Более двух лет Штронах отвечал на критику, ссылаясь на Россию.
Нет ничего удивительного в том, что российский рынок иностранных автомобилей в настоящее время переживает не лучший период. На этой неделе центром Morgan Stanley Research Europe была опубликована памятка инвестору, в которой говорилось, что, по их оценкам, продажи "легковых автомобилей иностранных марок" в августе этого года упали на 58 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Согласно приведенным данным, на марки компании GM приходится 15,2 процента продаж на российском рынке, то есть они уступают только "АвтоВАЗу", контролирующему 21,4 процента рынка.
По словам Штронаха, Сбербанк собирается продать свою долю в "Опеле" ГАЗу, еле живой компании, на которую приходится 4,6 процента российского авторынка.
Изначально руководство GM было настроено против участия "Магны" в тендере, из-за чего многие решили, что они попытаются собрать побольше денег и отказаться от продажи "Опеля". С точки зрения главы консалтиногово-аналитического агентства Autoconomy.com Эриха Меркле (Erich Merkle) подобный вариант и сейчас не лишен смысла. Среди прочего, по словам Меркле, GM нуждается в той доле рынка легковых автомобилей, иметь которую ей позволяли заводы "Опеля". Вместе с Фариа Меркле предполагает, что прозвучавшее в четверг сообщение может на самом деле означать, что канцлеру Меркель предложена возможность спасти "Опель". Оба они, однако, не исключают, что сделка может сорваться, что позволит GM оставить "Опель" в своем владении.
"Подобный провал может в долгосрочном периоде оказаться выгодным для "Магны"", - сказал Фариа.
В написании этой статьи участвовала Джади Демпси (Judy Dempsey) из Берлина, Картер Доуэрти (Carter Dougherty) из Франкфурта и Ник Банкли (Nick Bunkley) из Детройта
_______________________________________________________
Даже Magna предостерегает от эйфории ("Financial Times Deutschland", Германия)
Пока Opel в подвешенном состоянии, GM смеется ("The Globe And Mail", Канада)