Послушать General Motors, так у канадцев и русских было мало шансов победить в борьбе за Opel. Послушать Ангелу Меркель, они были единственными кандидатами. Канцлер Германии добилась своего, хотя лично ей продавать было нечего. Но как это произошло?
С тех самых пор, как компания General Motors неохотно согласилась продать свое европейское подразделение Opel, она никогда не называла канадскую фирму Magna International и ее российского партнера 'Сбербанк' в качестве предпочитаемых покупателей. Вместо этого, американский автогигант всячески намекал, что ему больше нравится альтернативное предложение бельгийского инвестиционного фонда RHJ International. Несколько недель назад главный переговорщик со стороны GM Джон Смит (John Smith) назвал заявку RHJ 'более простым предложением'.
Он вновь похвалил RHJ вчера, назвав предложение компании 'очень привлекательным'. Однако поддержку правления GM получили Magna и 'Сбербанк', а не RHJ. Если предположить, что последний раунд придирок пройдет хорошо, к концу ноября Magna и 'Сбербанк' станут обладателями 55-процентной доли в Opel.
В течение всего стодневного процесса продажи правительство г-жи Меркель целиком поддерживало канадцев и русских, но так и не предоставило правдоподобной причины для своего энтузиазма. Озвучивались туманные предположения о том, что Magna и 'Сбербанк' сохранят больше немецких рабочих мест (чье общее число составляет около 25 тысяч), чем RHJ. На самом деле, и Magna и RHJ (и сделанное в начале, но не получившее развития предложение от итальянской компании Fiat) предполагали схожие сокращения - где-то от 8 до 11 тысяч рабочих мест.
Почему же фрау Меркель столь страстно желала победы Magna? И как Magna удалось перепрыгнуть с далекого второго на первое место в списке претендентов? Вот, например, догадка: все дело в политике, и особенно в отношениях Германии и России.
Г-н Смит признал, что у переговоров была 'значительная политическая окраска', но, к сожалению, не добавил никаких подробностей к этому провокационному комментарию. Он мог говорить о правительствах Германии, Великобритании, Бельгии и Испании, ведь в каждой из этих стран есть большие заводы Opel и никакого желания увидеть, как эти заводы превращаются в пустые ангары. А возможно, он говорил о России.
Косвенные улики указывают на то, что российское правительство стояло за усилиями передать Opel в руки Magna и контролируемого Кремлем 'Сбербанка', который является крупнейшим банком-кредитором России. Нет никаких сомнений, что за сделкой стояли российский премьер-министр Владимир Путин и г-жа Меркель.
Российские аналитики и экономисты уже много месяцев говорят, что [приобретение] Opel станет большой удачей для планов г-на Путина по реформированию автомобильной отрасли. Он понимает, что России необходимо диверсифицировать свою экономику. Он понимает, что российские машины навсегда останутся нелюбимыми драндулетами, если только не обеспечить их западным дизайном, технологиями и надежностью. У него есть друг - падший олигарх Олег Дерипаска - чья гниющая автоимперия ГАЗ крайне нуждается в западном партнере, обладающем ослепительными патентами и навыками производства.
В июне г-н Путин сообщил заседанию кабинета министров, что 'у российского правительства есть стратегия по развитию автомобилестроения, и что эта сделка [с Opel], по поводу которой мы ведем переговоры, должна быть включена в эту стратегию'.
В то время не было широко известно о том, что General Motors и Magna уже побывали в России. Около полутора лет назад две компании были на грани создания совместного предприятия с ГАЗом. В то время г-ну Дерипаске принадлежала доля в Magna стоимостью 1,5 миллиарда долларов, но позднее, в связи с кредитным кризисом он потерял эти инвестиции. Создание совместного предприятия провалилось по неизвестным причинам.
Но кредитный кризис оказался не такой уж плохой новостью для российских амбиций по модернизации автомобилестроения, так как он отломил Opel от GM. Magna набросилась на Opel. Г-н Путин сделал так, чтобы 'Сбербанк' стал равным партнером канадской компании. Заводы ГАЗ должны были производить машины Opel и, возможно, Chevrolet для потенциально огромного российского рынка. Когда линии сборки ГАЗа смогут собирать машины так, чтобы никакие детали не отваливались, доля 'Сбербанка' в Opel будет передана в его руки. Вчера GM подтвердили эту информацию.
Тем временем г-жа Меркель и ее чиновники сочинили небылицу о том, что Magna и 'Сбербанка' являются наилучшими покупателями для Opel и, значит, их предложение является наилучшим для Германии. Все это несмотря на то, что Magna и RHJ объявили о схожих планах по сокращению рабочих мест, а план RHJ по восстановлению Opel требовал от немецкого правительства меньших затрат в виде правительственных кредитов, чем план Magna. Конечно, RHJ пришлось вести серьезную пиар-борьбу, потому что он является частным инвестиционным фондом. Таких чудовищ не любят в Германии, где политики называют их 'саранчой', потому что считаются, что они заинтересованы только в краткосрочных инвестициях, в то время как Opel нуждается в долгосрочной стратегии.
Тем не менее, статус RHJ как инвестиционного фонда не может полностью объяснить, почему немецкое правительство с таким энтузиазмом поддержало Magna. В частных разговорах некоторые топ-менеджеры автомобилестроительной промышленности предположили, что Германия хотела передать Opel в руки русских, чтобы создать долг, который тем придется в какой-то момент отплатить той же монетой. В немецкой земле нет ни молекулы нефти - большинство газа поступает в страну из России. Будет ли Россия благосклонна к Германии в момент следующего энергетического кризиса? Получат ли немецкие энергетические компании выгодные контракты при строительстве новых АЭС в России? Наблюдатели озвучивают оба сценария.
Точно известно только то, что г-жа Меркель так хотела, чтобы канадцы и русские выиграли тендер, что ее правительство решило, что лишь они, а не RHJ, смогут получить государственные кредиты, необходимые для восстановления Opel (Magna и 'Сбербанк' получат от Германии 4,5 миллиарда евро или около 7 миллиардов долларов). Когда General Motors поняли, что кредиты будут предоставлены только канадской фирме, у них не осталось никакого выхода, кроме как поддержать заявку Magna.
Но хорошо смеется тот, кто смеется последним, и этим последним может оказаться RHJ. Magna считает Россию Клондайком. После того, как заводы ГАЗа будут модернизированы для производства качественных автомобилей, у Magna будут все поводы, чтобы перевести производство из дорогостоящей Западной Европы в Россию. Глупо предполагать, что это будет по-другому, так как 'Опелю' нужно значительно урезать свои расходы, чтобы выжить на рынке, переполненном машинами, а у русских есть дешевая рабочая сила. Со временем ненаглядные заводы Opel в Германии могут превратиться в пустые ангары, а г-жа Меркель может пожалеть о том, что принесла Opel 'Сбербанку' и Magna на блюдечке с голубой каемочкой.
________________________________________________________
Даже Magna предостерегает от эйфории ("Financial Times Deutschland", Германия)
Магна выиграет тендер на европейские заводы GM: сбылась мечта основателя ("The New York Times", США)