Это не первый и не последний раз, когда члены южноамериканской семьи огрызаются и рычат друг на друга, а иногда даже пытаются укусить. Двумя протагонистами потенциального конфликта в Южной Америке на данный момент являются Венесуэла и Колумбия.
Позиции сторон левого и правого политического спектра четко отражают политическое доминирование этнических групп. В Венесуэле белая элита, которая на протяжении веков доминировала, проиграла политическую игру с восхождением метиса - полковника Уго Чавеса. Отвращение к нему исторической элиты с ограниченным социальным кругозором привело его к радикализации левой идеологии.
В Колумбии белое меньшинство удерживает политическую и экономическую власть со времен основания страны. Капиталист Урибе является представителем мощного этнического меньшинства. Часть из массы обездоленных переметнулись на левый фланг, а наиболее радикальные элементы сформировали ФАРК (Farc), исключив себя из политического процесса и вступив в борьбу с помощью оружия.
Никто не может отнять у венесуэльского президента-фигляра и кабокла (метис от брака индианки и белого - прим. перев.) по своей сути, звания воскресителя радикального социализма, даже при отсутствии доктринальной строгости тех идей, которые он защищает. При этом склонность к тоталитаризму рекомендует ему отвергать сообщество Южной Америки.
В своей самопровозглашенный сущности, Чавес стремится к третьему и последующим срокам, которые необходимы, по его словам, для создания благосостояния венесуэльского народа. Мы говорим о лидере, у которого эмоции на поверхности, и который ловко разъясняет внешнюю опасность со стороны США, чтобы заручиться поддержкой народных масс.
Его сосед Альваро Урибе (Álvaro Uribe) демонстрирует те же амбиции, но холодно и без экстаза. Упирая на опасность со стороны вооруженного сил ФАРК и причастность Венесуэлы и Эквадора к этой вооруженной борьбе, он тоже борется за свое избрание на третий срок, что до сих пор было антиконституционным. Он хочет доказать своей стране необходимость своего лидерства.
С этой целью проводятся переговоры, и заручаются, согласно сообщениям прессы, поддержкой основных парламентариев. Дальше больше, он получает, мило смущаясь, поддержку американских военных, что дает ему миллиардные ресурсы, которые можно использовать в политических, военных и других целях, хотя они предназначенны для сдерживания, до сих пор неэффективного, производства и экспорта кокаина и контрабанды наркотиков и оружия. Он отказывается от диалога с представителями ФАРКа, предпочитая вооруженный конфликт переговорам.
Некоторые страны Южной Америки стали приобретать европейское оружие, и Урибе, впрочем, довольно неуклюже, попытался уравнять это своим союзом с иностранным государством, впустив к себе его вооруженные силы. Это было большим заблуждением, учитывая асимметрию аргумента. Тем не менее, Соединенные Штаты отдали предпочтение плану введения своих войск и вооружения на территорию Колумбии, хотя дружба с Россией в свете легких ухаживаний и существенного объема продаж оружия Венесуэле не дает Чавесу никакой выгоды в военном плане.
Обеспокоенность - дополнительный фактор. Такое вторжение в южноамериканскую страну напоминает нам о тех крайностях, в которые впадали американцы в Центральной Америке и Карибском бассейне в девятнадцатом веке, что делает его неприемлемым анахронизмом в двадцать первом веке. Ирония заключается в том, что Колумбия забыла, как Соединенные Штаты забрали у нее Панаму для строительства стратегического канала.
Наш континент в течение своей истории был свободен от военного вмешательства Вашингтона, но в последние годы наблюдается некое постепенное изменение этого факта. Недавно стало известно о выведении североамериканцев с военно-морской базы в Эквадоре, говорят, что так же поступят с военно-воздушной базой ВВС США в Парагвае.
Но использование колумбийских баз открывает двери для растущего присутствия военных и полувоенных (называемых гражданскими) североамериканцев. С трудом находится объяснение и созданию Четвертого флота США. Таким образом, открывается ящик Пандоры. До какой степени безрассудства может дойти Богота, переоценивая поддержку Вашингтона?
Уже само продление срока полномочий служит подрывом демократического принципа чередования власти. Он в свою очередь не дает правительству и главе государства воспользоваться всеми преимуществами, которые дает преемственность власти. Обе стороны прибегли к референдуму для продления своих мандатов, тем самым, унизив демократию.
К референдуму прибегают только в случаях институциональных изменений, при которых народ, а не определенное политическое объединение, может извлечь какую-либо пользу. Таким образом, речь идет об антидемократической позиции, как венесуэльского каудильо, так и колумбийского президента. Их пример уже отравляет другие страны континента.
В заключение скажу, что, как продление президентских сроков, так и бой в боевые барабаны, не соответствуют интересам Бразилии и Южной Америки, подрывая мир в регионе и отравляя демократический процесс, а, в конечном счете, это может подорвать социальное и экономическое развитие региона.
Наша страна может и должна быть посредником в этом процессе обострения антагонизма на севере Южной Америке. Мы уже завоевали на международном уровне заслуженную репутацию благодаря постоянному поиску мирного взаимопонимания. Военное решение противоречит бразильской истории. Уже более ста лет мы не воюем, и это усиливает наше умиротворяющее воздействие.
Нынешняя администрация, как и предыдущие, рассматривает мягкую силу, как единственный способ восстановить спокойствие. Мы надеемся, что Соединенные Штаты откажутся от ввода войск на землю Южной Америки, в качестве решения по искоренению своих внутренних проблем.
В более широком плане Бразилии следует предложить большинству государств-членов организации Unasul подписать декларацию о нейтралитете, где официально будет запрещаться война и военное присутствие какой-либо иностранной державы в Южной Америке. Как бы слаб в военном отношении наш континент не был, моральная и политическая сила такого заявления была бы значительной на международной арене.