Вещдок номер один: книга "Комиксы, которые потрясли мир", которую скоро выпустит в печать издательство Йельского университета. Это научное исследование скандала, разразившегося вокруг опубликованных в 2005 году в одной датской газете двенадцати комиксов, одним из персонажей которых был пророк Мухаммад. Автор Ютте Клаусен (Jytte Klausen) утверждает, среди прочего, что скандал спровоцировали датские имамы, специально показывавшие верующим вместе с настоящими изображениями Мухаммада поддельные - с оскорбительным и сексуальным подтекстом, тогда как настоящие были по своей природе безобидными. Клаусен консультировалась с несколькими улемами, и они признали ее правоту. Тем не менее, в окончательной версии оригинал-макета книги никаких комиксов вы не найдете.
Вещдок номер два. Возьмите сентябрьский выпуск журнала GQ. Где-то в середине его спрятана статья Скотта Андерсона (Scott Anderson) под заголовком "Владимир Путин: мрачный путь к власти". В статье, основанной на большом количестве репортажей, утверждается, что российские спецслужбы участвовали в организации череды взрывов в Москве в 2000 году, - в то время вину за взрывы свалили на чеченских террористов. Однако в русскоязычном издании GQ этой статьи вы не найдете. На момент написания статьи на веб-сайте GQ ее тоже нет: медиа-холдинг Conde Nast - хозяева GQ - приказали всем редакциям и филиалам по всему миру воздержаться от каких-либо упоминаний этой статьи.
Вещдок номер три. Если вы достаточно хорошо знаете китайские иероглифы, зайдите на китайский гугл (www.google.cn) и вбейте по-китайски запрос "Тяньаньмэнь". Сама я китайского не понимаю, но знаю из надежных источников, что полезной информации вам не попадется практически никакой. Также вы не найдете никаких сведений о Тайване, Тибете и демократии. Это не случайность: в 2006 году компания Google подчинилась цензурным требованиям китайского правительства в обмен на разрешение действовать в стране.
Эти три случая по природе различны. Йельское издательство отказалось печатать комиксы, потому что ректорат опасается ответных насильственных действий на территории университета. Conde Nast отказалось пиарить свою статью, боясь потерять российских рекламодателей. Google не дает китайцам искать информацию о Тяньаньмыне и на прочие запретные темы потому, что хочет конкурировать с китайскими поисковиками на гигантском рынке китайскоязычного сегмента сети Интернет. Все три компании в разной степени демонстрируют угрызения совести по поводу произошедшего: Conde Nast - ни в какой, Йельское издательство - в большой, Google - в непонятной: основатель компании Сергей Брин (Sergey Brin) говорил, что надо давать китайцам хотя бы больше информации, если уж не всю.
Вывод, однако, из всех трех событий следует один. Правительство России, правительство Китая и неизвестные исламские террористы теперь умеют контролировать американские компании, причем разными способами! Еще десять лет назад такое показалось бы просто немыслимым. Сейчас жить не так спокойно и прибыльно, как раньше, а жадность и страх пересилили приверженность принципам свободы слова.
Прогнувшись под давлением извне, эти компании не сделали жизнь спокойней ни для себя, ни для кого бы то ни было еще. Google уступила Китаю еще в 2006 году, но до сих пор терпит притеснения - якобы из-за распространения порнографии. Возможно, именно уступчивость Google стала причиной того, что совсем недавно Китай попытался навязать всем компаниям обязательство продавать компьютеры только со встроенными фильтрами. Аналогичным образом решение Conde Nast только воодушевит российские компании, многие из которых фактически контролируются государством, давить на своих западных партнеров, из-за чего в будущем публиковать спорные материалы на российскую тематику может стать еще труднее. А из-за того, что одно из самых прогрессивных издательств в стране - Йельское - отказалось печатать датские комиксы, прочим издательствам издать их тоже станет только трудней (признаюсь в личной заинтересованности: я редактирую антологию для этого издательства и давно восхищаюсь их стремлением открыть советские архивы).
Собственно, каждый раз, когда очередная американская компания прогибается под давлением нелиберальной силы, жить становится хуже всем. Каждая поправка, сделанная в интересах нелиберального объединения или правительства, укрепляет это объединение или правительство. То, что сначала может показаться мелкой уступкой пороку, в будущем может оказаться чем-то гораздо серьезнее и опаснее. Все эти компании затрудняют всем остальным свободно высказываться и публиковаться.
Нет никакого закона или эдикта, который мог бы принудить эти компании - да и вообще любую американскую компанию - неукоснительно соблюдать принципы свободы слова за рубежом. Но можно хотя бы устыдить их в собственной стране. Для этого я и написала эту статью.
____________________________________________________________
Россияне хотят демократии ("The Wall Street Journal", США)
"Вперед, Россия!": Медведев укрепляет российскую демократию посредством Интернета ("L"Occidentale", Италия)