После развала Советского Союза и успешного изгнания Ирака из Кувейта в 1991 года, президент США Джордж Буш-ст. произнес замечательную речь. Он заявил, что появляется Новый Миропорядок: “Мир, довольно отличный от того, что мы знали. Мир, где диктатура закона вытесняет закон джунглей. Мир, в котором страны понимают общую ответственность за свободу и справедливость. Мир, в котором сильные уважают права слабых”.
Речь Буша была столь же амбициозной, насколько она была и искренней. Но он ошибался. Его речь была основана на предположении, что Америка и ее союзники оказались перед концом истории, а в будущем будут отвечать на каждую новую угрозу коллективно. Однако история может поведать нам, что коалиция победителей никогда не сохраняется, так как обстоятельства меняются, национальные интересы выходят на первое место, а побежденные враги отказываются играть свою роль. Ни один порядок не является постоянным.
Помня об этом, вернемся к важной дипломатической встрече, произошедшей в Польше на прошлой неделе, когда 14 лидеров центрально- и восточноевропейских стран встретились, чтобы отметить 70-ю годовщину начала Второй мировой войны. Присутствие троих из этих лидеров - Владимира Путина из России, Ангелы Меркель из Германии и Дональда Туска и Польши - было очень значительно. Их изменяющиеся отношения и решения, которые они будут принимать в ближайшие годы, могут поменять европейский порядок.
Это особенно важно сейчас, когда мы наблюдаем за новой стратегической конфронтацией, начинающейся между мировым гегемоном, Соединенными Штатами Америки, и государством-наследником Советского Союза, Российской Федерацией.
На торжественной церемонии Владимир Путин продолжил утверждать роль России на мировой сцене и попытался сформировать представления о современной России. Возможность утвердить положение России появилась у Путина благодаря высоким ценам на нефть, консолидации власти и централизации ключевых стратегических отраслей. Важнее всего то, что американская военная мощь застряла на Ближнем Востоке, что открыло для России “окно возможностей”.
Во время конференции в Мюнхене в 2007 году Путин выбрал свой момент, чтобы осудить американскую однополярность и начать геополитическое возрождение России. Он подготовил сцену еще в 2000 году, когда дал понять, что открыт примирению с Соединенными Штатами, но готов к конфронтации, если примирение не удастся.
Возрождение России призвано показать государствам бывшего Советского Союза и странам Европы, что баланс сил в регионе изменился, и что Россию нельзя игнорировать, когда речь идет о вопросах безопасности. Этого удалось добиться, используя массивные энергоресурсы России для игры в энергетическую политику и военную мощь страны, что нашло свое проявление в прошлогоднем вторжении в проамериканскую Грузию.
В конце концов, эти усилия были предприняты, чтобы заставить Америку согласиться на “Большую сделку”, в рамках которой Россию признали бы “великой державой” с соответствующей “сферой влияния” на территории бывшего СССР. В рамках этой сделки заявки Грузии и Украины на членство в НАТО должны были быть выброшены за борт, а в Польше не стали бы устанавливать противоракетный щит. В обмен Россия бы помогла заставить Иран сесть за стол переговоров и неохотно согласилась бы с мировой гегемонией Америки.
Возрождение России - это не только симптом меняющегося баланса сил на ее периферии, но и ответ на ряд американских действий: расширение НАТО до российских границ; “цветные” революции в странах бывшего СССР; признание Западом независимости Косово; отказ Америки от Договора по противоракетной обороне и последовавшее за ним решение разместить в Польше и Чехии противоракетный щит, который будет обладать “кинематической” способность перехватывать российские ракеты.
Самое поразительное это то, что Россия боится, что противоракетная система является “троянским конем”, с помощью которого Америка со временем разместит оружие в космосе. Кроме того, Америка уже показала свою способность использовать системы противоракетной обороны для нападения.
В соответствии с этими усилиями, Министерство обороны США выпустило в 2000 году важный документ, названный “Совместное видение 2020”, в рамках которого была принята доктрина “Господства по всем фронтам”. Доктрина гарантирует постоянное господство американских военных сил на всех земных территориях - на воде, на суше, в воздухе, в киберпространстве и в космосе. Эта доктрина также связана с политикой разубеждения, которая настаивает на том, что американской мощи должно быть достаточно, чтобы “разубедить” любую страну или альянс стран бросать вызов глобальному господству США.
Россия считает, что вышеупомянутая политика является частью организованных усилий по ее стратегическому ослаблению и гарантированному существованию однополярного мирового порядка. В ответ Россия заявила, что ей придется разместить в космосе свое собственное орбитальное оружие, что она разрабатывает новые ракеты, способные избежать противоракетные системы, и что, если Америка проведет свои планы в жизнь, то Москва направит свои ядерные ракеты на Европу.
До сих пор администрация Обамы была не готова пойти на сделку с Путиным. В ответ на это Путин обращает свое внимание на Европу, так как видит возможность изменить политическую конфигурацию региона.
В то время как Америка занята в других местах, остальная Европа - в особенности Польша - обеспокоена углублением отношений между Россией и Германией, которые, похоже, создают экономическое и политическое партнерство.
Отдаление друг от друга: Америка и Германия
Последние годы Германия и Россия все больше сходятся. Изначально это объяснялось личностными отношениями и утверждалось, что теплые отношения бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера с Путиным были результатом их “общего взаимопонимания”, а его решение не посылать немецкие войска в Ирак было отражением его левоцентристских тенденций.
Когда в 2005 году канцлером Германии была выбрана более консервативная Ангела Меркелль, ожидалось, что Германия вернется на свою проамериканскую позицию и, возможно, даже начнет отдаляться от все более авторитарного правления Путина. Однако появление Меркель на мировой политической сцене не привело к восстановлению американо-германских отношений. Отношения продолжают ухудшаться в то время, как Меркель отвечает отказом на запросы США увеличить число немецких солдат в Афганистане и предпочитает другие способы борьбы с текущими экономическими проблемами.
Все это политически дискомфортно для Обамы, так как одним из центральных пунктов его предвыборной программы было обещание исправить отношения с европейскими странами, пострадавшие во время правления Буша.
Но существуют и другие причины для продолжающегося отклонения.
Во время “холодной войны” Германия была единственным европейским государством, разделенным между двумя альянсами супердержав: Североатлантическим альянсом и Варшавским пактом. В это время и Восточная и Западная Германия практически полностью зависели от своих покровителей и не могли проводить независимую внешнюю или военную политику.
После окончания “холодной войны” Германия начала постепенно находить свое место в мире, и сегодня является четвертой по величине экономикой и ведущим мировым экспортером. Расположенная в самом центре Европы, действующая как экономическая и индустриальная супердержава континента, Германия хочет принимать свои собственные внешнеполитические решения и входить в стратегические отношения независимо от интересов Вашингтона.
В силу этого она не готова находится на передовой новой “холодной войны” между Россией и Америкой. В конце концов, ожидалось, что первые выстрелы Третьей мировой войны будут сделаны из-за Берлина - так что с какой стати ей хотеть оказаться в этом положении снова?
Вместо этого российско-немецкие отношения улучшаются по мере того, как процесс “взаимосвязывания” их экономик набирает скорость.
Стратегическое партнерство России и Германии
Два европейских центра влияния взаимодействую в рамках ряда новых экономических проектов, их стратегические отрасли начинают “структурную интеграцию”, а российские компании готовятся купить крупные немецкие фирмы. Они также согласились вместе захватить европейскую империю General Motors, в то время как передача технологий поможет модернизировать крупную железнодорожную сеть России. Сотрудничество в сфере энергетики также расширяется в то время, как Германия покупает российские газовые месторождения, а новый крупный газопровод будет напрямую поставлять газ из России в Германию.
Эти сделки являются доказательством развивающихся отношений между Москвой и Берлином, которые приведут к новым политическим союзам.
Для начала, Германия практически не критиковала Россию во время и после российского вторжения в Грузию в 2008 году и постаралась минимизировать реакцию НАТО. Берлин был самым яростным противником вступления Украины и Грузии в НАТО и с прохладцей относился и относится к идее противоракетной обороны. Германия зашла так далеко, что наложила вето на план европейского энергетического рынка, который мог бы снизить зависимость Европы от российского газа.
За последний год Меркель и Медведев встретились уже три раза. Примечательно, что каждая из этих встреч проходила после их личных встреч с Бараком Обамой, что намекает на то, что они сравнивали свои впечатления и приводили к единому знаменателю свои стратегии.
Хотя для Германии имеет смысл оставаться в НАТО, она не видит ни экономического ни геополитического смысла в том, чтобы участвовать в усилиях по сдерживанию России. Проблема состоит в том, что сегодня НАТО просят сыграть именно эту роль. Если эти две цели станут взаимоисключающими, Германии придется сделать выбор, который может разорвать НАТО на части.
Неудивительно, что Польша и другие части Европы наблюдают за улучшением российско-германских отношений с подозрением. У них есть для этого хороший повод: последний раз, когда эти две державы заключили союз в 1939 году, они разделили Польшу на части и положили начало Второй мировой войне.
Исторический страх Польши
Вторжение Гитлера было встречено несколько дней спустя, когда Советский Союз напал на Польшу с востока, выполнив свою часть нацистско-советского пакта. Польша не только столкнулась с предательством со стороны Советского Союза, но и была вынуждена жить под коммунистическим правлением следующие 50 лет.
После окончания “холодной войны” Польша стала независимой и демократичной. Ради своей безопасности она решила объединиться с НАТО, одновременно проводя антироссийскую внешнюю политику.
В свете неспособности НАТО прийти на помощь Грузии во время войны 2008 года, а также расширяющегося сотрудничества между Россией и Германией, Польша провела переоценку своей позиции и теперь больше не уверена в том, что членство в НАТО сможет гарантировать ей долгосрочную безопасность.
В силу этого ее руководство продемонстрировало энергичную готовность предоставить территорию страны для размещения спорной системы противоракетной обороны, предложенной США. Нет никакого совпадения в том, что соглашение о размещении было подписано спустя неделю после российского вторжения в Грузию. Как заявил президент Польши Дональд Туск: “События на Кавказе ясно показывают, что подобные гарантии безопасности необходимы”.
Польша считает, что американские ракеты-перехватчики, размещенные на ее территории, просигнализируют о конкретных обязательствах по обеспечению безопасности со стороны США. Россия агрессивно отвергает это, называя противоракетный щит “шагом назад” к “холодной войне”, и говоря, что для Америки это является еще одной возможностью “расширить свое военное присутствие по всему миру”.
Хотя Обама говорит, что по-прежнему привержен идее расквартирования ракет-перехватчиков в Польше, по сравнению с Бушем он относится к этой идее с гораздо большей прохладцей. Во время предвыборной кампании он заявил, что “отменит непроверенные системы противоракетной обороны” и запустил пересмотр планов. Более того, лоббисты, выступающие в защиту противоракетного щита, открыто заявляют, что план разместить компоненты системы в Центральной Европе похоронен.
В свете беспокойства по поводу приверженности Германии их защите и способности НАТО противостоять России, группа из 22 бывших лидеров центрально- и восточноевропейских государств недавно написали письмо Обаме, заклиная его не бросать их.
Они заявили, что “грозовые облака начинают собираться на внешнеполитическом горизонте” и что “Центральная и Восточная Европа находятся на политическом перепутье, и сегодня в регионе чувствуется растущая нервозность”. Это ощущение нервозности усилилось с тех пор, как “Атлантический альянс остался в стороне” в то время как Россия “нарушила... территориальную целостность страны, являющейся членом натовской программы “Партнерство для мира” и Совета по евроатлантическому партнерству, во время своего вторжения в Грузию”.
В письме особо было указано на планы США разместить компоненты противоракетного щита в Польше и Чехии и было сказано, что отмена программы “может ослабить уровень доверия к Соединенным Штатам по всему региону”.
Помятуя обо всем этом, Польше пришлось пересмотреть свой подход к России. Говоря проще, Польша находится под огромным давлением - она не хочет продолжать свою антироссийскую внешнюю политику, если Соединенные Штаты вот-вот собираются ее бросить.
Дональд Туск назвал годовщину, отмечавшуюся на прошлой неделе, возможностью для Варшавы и Москвы исправить свои отношения. В ответ на протянутую руку Туска Путин заявил, что притеснение Польши Советским Союзом во время “холодной войны” было “извращено” сталинским тоталитаризмом, и что советско-нацистский пакт о ненападении, подписанный за несколько дней до того, как Гитлер вторгся в Польшу, был “безнравственным”. Он также постарался найти примирительные слова, говоря о расстреле польских военных и интеллигенции, проведенном в 1940 году советским спецназом в лесах Катыни.
И, наконец, Путин заявил, что общие страдания Польши и России во время Второй мировой войны должны помочь странам простить друг друга и скорбеть вместе. Он также отметил, что изменения в ранее враждебных отношениях между европейскими странами, такими как Россия и Германия, позволят сформировать то, что он назвал “Большой Европой”, дав понять, что открыт схожим изменениям и в отношениях России с Польшей.
Российские представления и американское господство
Путина слушали по всему миру. Он не хочет, чтобы Россию воспринимали как государство, стремящееся к территориальному расширению и захвату мирового господства. Это случилось на заре “холодной войны” и помогло Америке создать международную коалицию, враждебно настроенную к Москве, чтобы “сдержать” СССР.
Если уж на то пошло, за последние девять лет американская внешняя политика уже сделала основную часть работы за Путина. Джордж У. Буш принял многие из основных убеждений группы, известной как “неоконсерваторы”, многие члены которой пришли к власти во время правления его администрации.
Они утверждали не только то, что американское превосходство хорошо для мира, но и то, что США должны использовать свою мощь, чтобы продвигать - силой, в случае необходимости - американские ценности по всему миру. Некоторые даже говорили о том, что Америке следует развивать свою империю и действовать как “благожелательный мировой гегемон”.
В 1997 году неоконсерваторы создали мозговой центр под названием “Проект для нового американского века” (PNAC), в рамках которого они утверждали, что 21-й век может быть сформированой Америкой, если Вашингтон будет использовать “рейгановскую политики военной силы и нравственной чистоты”.
Для них не имеющее себе равных положение Америки было инструментом, который следовало использовать, не ограничивая его многосторонними институтами и соглашениями.
Неоконсерваторы верили, что военная мощь является преобразовательной. Во время одного знаменитого разговора один высокопоставленный чиновник администрации Буша заявил Рону Саскинду (Ron Suskind), что тот живет “в, как мы это называем, сообществе, основанном на реальности” и что “Мир теперь работает по-другому. Мы теперь империя, и когда мы действуем, мы создаем нашу собственную реальность... Мы акторы истории... а вы, все вы, будете лишь изучать то, что мы делаем”.
Одной из основных целей неоконсерваторов была силовая смена режимов в таких государствах, как Ирак, и начало там демократических преобразований. Некоторые известные неоконсерваторы, вроде Майкла Лидена (Michael Leeden), открыто называли себя “демократическими революционерами”.
В 2002 году “Национальная стратегия безопасности Соединенных Штатов”, выпущенная администрацией Буша, использовала неоконсервативные теории, заявляя, что существует “единственная модель национального успеха: свобода, демократия и частное предпринимательство”. Кроме того, в этом документе впервые была озвучена радикальная доктрина упреждающей войны, в рамках которой Америка не собиралась ждать, пока угрозы ее благополучию материализуются, но собиралась наносить удар первой.
Отвечая на призывы к нравственной чистоте, в своем Докладе Конгрессу о положении в стране, сделанном в 2002 году, Буш объявил, что такие страны как Ирак, Иран и Северная Корея являются “осью зла”, угрожающей миру во всем мире. Это привело ко вторжению в Ирак, что, по словам Буша, стало “переломным моментом в мировой демократической революции”.
Эта гордыня и агрессивность разозли большинство стран, в то время как вторжение в Ирак привело к крупнейшим антивоенным протестам в истории. В результате, опросы мирового общественного мнения показывают, что антиамериканизм находится на самом высоком уровне за всю историю. Поэтому Барак Обама попытался справиться с этим, заявив, что его внешняя политика будет продиктована доводами рассудка и прагматизмом, а не идеологией.
Несмотря на это, он призвал Америку сохранить свое мировое господство и объявил о самом крупном оборонном бюджете в мировой истории. Более того, его внешняя политика почти полностью совпадает с внешней политикой его предшественника, что позволяет думать, что за его мантрой о “переменах” ничего не стоит.
Опасная игра в балансирование на грани возможного
Хотя современный миропорядок не находится на грани развала, под его поверхностью происходят тектонические сдвиги. Россия вновь появилась на мировой сцене как мировая держава, и она недовольна статусом кво. Москва ясно дала это понять, и теперь стремится откатить назад распространение американского влияния в странах Восточной и Центральной Европы.
Кроме того, Германия вновь едина и сильна и строит новые партнерские отношения с Россией. Нам следует помнить о том, что люди, находящиеся у власти в Германии сегодня, не решали, быть ли стране частью НАТО - это членство досталось им по наследству, а сегодняшние обстоятельства сильно отличаются от тех, что существовали, когда альянс только появился на свет.
В долгосрочной перспективе, если медленное отхождение Германии от Америки продолжится, оно может разорвать на части самую успешную в мировой истории военную коалицию - НАТО. Это приведет к историческим переменам в балансе сил в Европе.
Вашингтон не может не замечать всего этого, но он привык к сговорчивой Германии, уступающей интересам США, а не к стране, которая строит свою внешнюю политику независимо от Вашингтона.
Хотя уничтожение единства НАТО может считаться крупной победой для России, оно необязательно. Несколько лет назад Путин призвал к созданию новой системы европейской безопасности, которая включала бы в себя и Россию. В то время его предложение не встретило на Западе почти никакой реакции. Но теперь, когда мощь России растет, он повторил свой призыв, будучи в Польше, настаивая на том, что наследие Второй мировой войны является примером того, как важно включать в подобные альянсы Москву. Более того, Путин также заявил, что готов сотрудничать с Америкой по вопросам противоракетного щита и предложил соглашение о запрете на размещение вооружений в космосе. До сих пор американцы отклоняли эти предложения.
Неспособность или неготовность Обамы сотрудничать с русскими может быть политической, а не прагматичной. Возможно, он чувствует себя скованным некими силами внутри страны, или же у него есть какой-то “большой план”, о котором все мы не знаем. Но использование Обамой принципов внешней политики Буша демонстрирует любопытную веру в решения, которые многие сегодня считают одними из самых плохих в истории.
Это противоречит идее о том, что он является “агентом перемен”, и это крайне беспокоит тех из нас, кто ожидал, что он проложит новый курс, подальше от всеобщего милитаризма и политики силы.
Мы наблюдаем за опасной игрой в балансирование на грани возможного. В конце концов Обаму будет вынужден отреагировать, и если он решит воспользоваться планами неоконсерваторов, мы можем ожидать новой эскалации в развивающейся конфронтации между Россией и Америкой.