Лидер международного евразийского движения, руководитель российского Центра геополитической экспертизы Александр Дугин - это человек, лучше всех разбирающийся в кремлевских трюках, его даже называют правой рукой Путина. Как могут развиваться в будущем российско-грузинские отношения, и какие перспективы возврата Абхазии и Южной Осетии имеет Грузия, об этих и других вопросах с ним беседует 'Джорджиан Таимс'.
- Какие 'претензии' по отношению к Грузии имеет Россия после августовской войны прошлого года?
- Наша претензия состоит в том,что политический курс грузинского руководства направлен на сближение с США и НАТО. Это та претензия, которая будет у нас всегда. С повестки дня она не снимается. Реальный шанс сближения с Москвой будет только в том случае, если Грузия изменит свой курс, то есть, Тбилиси должен перейти на многовекторную политику.
Сегодняшнее правительство России, с точки зрения геополитики, очень прагматично. Оно прекрасно понимает, что между США и Россией идет борьба за постсоветское пространство. Тем, кто будет против сближения с США, поможет Россия, а тем, кто будет за сближение, будет сопротивляться, и будут иметь место постоянные конфликты.
- Путин и Медведев заявляют, что не будут говорить с Саакашвили, так что-нибудь получится?
- Путин и Медведев не имеют ничего против личностей, но они против политика Саакашвили. Если он изменит курс, это будет другой разговор.
- Уже бывший президент Молдовы Воронин полностью следовал пророссийскому курсу, но все равно не восстановил территориальную целостность страны. Приднестровье, если говорить прямо, де-факто является российским протекторатом, вы не согласны?
- Вы говорите абсолютную правду. Ведь дело в том, что вопрос Приднестровья, который схож с вопросом Абхазии и Южной Осетии, никогда не поднимался. Россия старалась урегулировать там ситуацию. Это еще что, мы заставляли президента Приднестровья, Симонова, подписать с Молдовой федеральное соглашение.
- Почему же соглашение не было подписано?
- Потому, что европейцы саботировали его. Но Воронин все-таки сумел разрядить экономическую ситуацию. К нам на заработки приезжают довольно-таки много молдован. От этого зависит экономика Молдовы. Так что, Воронин добился там определенных успехов. Другой вопрос, что не до конца, и в этом виноват он сам, так как он играл на два фронта.
- Грузия никогда не признает независимости Абхазии и цхинвальского региона. На такое не пойдет ни один правитель...
- Я знаю, что ни один руководитель Грузии на это не пойдет. Между прочим, никто не требует со стороны Грузии признания. Хотя у Грузии, кроме этого, имеются другие перспективы, вопросы, проблемы. Существуют также и экономические проблемы. Надо что-то решать. Нам надо начать что-нибудь такое, что пока мы решить не сможем, но ведь надо же об этом рассуждать. Но знайте, что и США не вернет Грузии Абхазию и Южную Осетию. С их стороны это вообще исключено.
В принципе США уже начали работу над их признанием. Я тогда был в Абхазии, встретился с Багапшем и знаю, что американские фонды над этим уже работают. Я знаю, что им обещают признание, только в рамках протектората США. Америка никогда не обеспечит территориальную целостность Грузии. Наверное, и Россия тоже, но существуют такие вопросы, в которых возможно сотрудничество.
Если в Грузии появятся американские базы, и она продолжит стремиться к НАТО, она окажется в более плохом положении. Не думайте, что все средства уже использованы. Хотя, если Грузия протянет руку России, можно будет ожидать изменений. Кто будет проводить в Грузии такую политику, Саакашвили или Аласания, Кремль это интересует меньше всего. Главное, чтобы такая политика проводилась.
Москва ждет только одного. Это нейтральный статус Грузии, а не ее пророссийская ориентация. Пророссийская ориентация нереальное требование. Грузия не примет пророссийскую ориентацию в ближайшее время. Хотя бы из-за того,что Россия в прошлом году признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
Также и Россия не примет прогрузинскую ориентацию, но для того, чтобы Москва и Тбилиси начали серьезные переговоры, нужно сделать одно- отказаться от НАТО. С этих пор начнутся разные формы диалога.
_______________________________________________________
Премьер-министр Грузии: ситуация улучшается ("Postimees", Эстония)
Алан Касаев: Мне тяжело выслушивать заявления любимых с детства актеров ("Georgian Times", Грузия)
Саакашвили: голосование ООН стало дипломатическим провалом России ("Civil.ge", Грузия)