В интервью газете Corriere della Sera новый посол США в Италии Дэвид Торн высказался не слишком деликатно по важнейшим вопросам, касающимся Европы и, в частности, Италии. Говоря об энергетической зависимости Италии от арабских стран и, прежде всего, от России, Торн повторил то, что 16 июля заявил американским сенаторам: "Некоторые моменты итальянской международной политики по-прежнему нас беспокоят".
В сущности, посол выразил недовольство нашей чрезмерной открытостью по отношению к Владимиру Путину. А все потому, что американские левые мысленно в значительной степени пребывают в 1950-х гг., не желая принять, что европейские правительства строят отношения крепкого сотрудничества с Москвой. Вмешательство дипломата представляется по крайней мере неуместным: конечно, энергетика - вопрос серьезный, но проблема эта в первую очередь наша.
В будущем, возможно, мы вернемся к атому, но до будущего еще надо дожить. А тем временем каждый день семьям и предприятиям нужны свет и газ. Заокеанским сторонникам прогресса неплохо бы, кроме того, помнить, что в политической структуре с "ограниченным суверенитетом", коей является НАТО, страна-лидер должна аккуратно подбирать слова.
Но не только по форме - по содержанию вмешательство в наши дела тоже не кажется оправданным. Конечно, сближение отношений с автократом Путиным не может не вызывать вопросов, но ведь очевидно, что в интересах Европы, особенно в долгосрочной перспективе, максимально наращивать взаимодействие с Россией, потому что только так эта страна сможет "десоветизироваться" и перестать быть угрозой миру.
Два года назад исследование Института Бруно Леони, посвященное энергетической безопасности, продемонстрировало, что только масштабная и разносторонняя экономическая интеграция - залог более спокойного будущего. И речь, между прочим, идет не только о том, как бы не остаться без света в кромешной тьме, но и о налаживании процессов, которые устранили бы причины конфликтов. Самое время вспомнить мудрого Фредерика Бастиа, сказавшего: "Если границу не пересекают товары, рано или поздно ее пересекут войска".
На протяжении десятилетий Америка оставалась для Италии лучшим другом, прежде всего потому, что эта страна воплощала собой образец той либеральной культуры, которая воспевает независимость личности в борьбе с авторитаризмом. Именно к этому стремился Томас Джефферсон - человек, более чем кто-либо определивший лицо Америки и еще два века назад подчеркивавший, что главная задача США - думать о себе, не вмешиваясь в дела других. Тот же тезис звучит и в Прокламации нейтралитета, принятой 22 апреля 1793 года Джорджем Вашингтоном.
Отцы-основатели Америки не собирались спасать мир и, более того, имели четкое представление о пределах федеральной власти. Они были равно далеки и от сегодняшних неоконсерваторских ужасов, и от этой новой "обеспокоенности" демократов, рискующей воскресить холодную войну. Вспомним Джефферсона - и мы наверняка лучше поймем друг друга.
___________________________________________________________
"Энергетическая зависимость опасна", "Мы рассчитываем на вас в Афганистане" ("Corriere Della Sera", Италия)
Про энергетику и истинную энергетическую независимость ("PostGlobal", США)