Ожидается, что сегодня Белый дом объявит о том, что решил отказаться от планов разместить ракеты-перехватчики в Польше и радарную станцию в Чехии. Если это означает конец стратегии по изолированию России, берущей свое начало в эпоху 'холодной войны', это решение может привести к принципиальным изменениям как в американо-российских отношениях, так и в российской политике.
Старые генералы всегда готовятся к последней войне, в данном случае речь шла о 'холодной войне'. Чаще всего подобное мышление мешает сконцентрироваться на новых угрозах, в данном случае, на Иране. Представлять Россию как еще одну 'империю Зла' в лучшем случае наивно, а в худшем - является рецептом для катастрофы. Подобная точка зрения также заставила Россию и Соединенные Штаты проводить безрассудную политику.
Время, выбранное для объявления этого решения, не могло быть лучше - ведь именно сейчас премьер-министр Путин и президент Медведев начинают разбираться с вопросом о том, кто будет следующим президентом России.
Соединенные Штаты слишком часто возвращались к своей стратегии времен 'холодной войны', которая заключалась в том, чтобы изолировать Россию, вместо того, чтобы поддерживать Москву на ее пути к присоединению ко Всемирной торговой организации и - со временем - к Европейскому Союзу.
Со своей стороны Россия проводила политику, которая ослабит ее долгосрочную стабильность и в политике и в экономике. Каждая дальновидная страна должна иметь механизмы для мирного смещения своего собственного правительства. Дело не только в том, что 'власть развращает, а неограниченная власть развращает абсолютно', но и в том, что у правительства, находящегося у власти слишком долго, заканчиваются свежие идеи, и оно теряет связь с народом. Подавление обсуждений и дебатов в свободной прессе позволяет слишком малому числу людей господствовать в правительстве слишком долго. Шансы Медведева на то, чтобы остаться президентом и направить Россию в более открытом, продуктивном и дружелюбном направлении будут увеличены, благодаря решению Обамы.
В последние годы и Россия и Соединенные Штаты проводили безрассудную энергетическую политику. Соединенные Штаты предполагали, что цены на нефть и природный газ не вырастут очень сильно, в то время как Россия строила свои планы, основываясь на более высоких ценах на углеводородное сырье. Для получения немедленного преимущества Путин прямыми и непрямыми методами добился того, что процесс приватизации в российской энергетике пошел в обратном направлении. Доходы правительства в России во многом зависят от нефти и газа. То, что экономисты называют 'голландской болезнью' делает неэнергетический экспорт страны непомерно дорогим на мировых рынках, так как стоимость валюты страны растет из-за спроса на ее нефть и газ. Это мешает стране развивать и диверсифицировать свою экономику. Нефтяные диктатуры развиваются, когда страна становится слишком зависима от своего углеводородного экспорта. Стратегия Путина очень недальновидна. Следует надеяться, что Медведев возьмет верх и направит Россию в более мудром направлении со своей новой, долгосрочной стратегией.
Обама и Медведев должны работать вместе, чтобы помочь России подготовиться ко вступлению в ВТО и, со временем, в ЕС с помощью диверсификации ее экономики и поощрения независимых СМИ, которые помогут возникновению жизнеспособных альтернативных политических партий.
Решение Обамы отказаться от ракетно-ядерного щита может возыметь потенциально масштабные последствия. Нам остается только надеяться, что оно поможет по-настоящему перезагрузить российско-американские отношения и станет лишь началом изменений ключевых аспектов российской и американской политики.
________________________________________________________
Обама пересматривает планы: пришла очередь Москвы ("The Guardian", Великобритания)
США откладывают ракетно-ядерный щит в долгий ящик ("The Wall Street Journal", США)