Владимиру Путину простительно выпить сегодня за завтраком праздничную рюмку водки по поводу того, что президент Обама решил отказаться от американской системы противоракетной обороны в Восточной Европе.
Его непреклонное противодействие данному проекту принесло свои результаты, которые придадут Кремлю храбрости в действиях по восстановлению стратегической "сферы привилегированных интересов" России в отношении своих бывших советских сателлитов.
Променяв преданность поляков и чехов на готовность снять российские озабоченности в сфере безопасности, Соединенные Штаты просигнализировали, что они больше не оспаривают право Москвы отстаивать свои интересы в Восточной Европе.
Шансы Украины и Грузии на вступление в НАТО вопреки возражениям России снизились еще больше. Выбор времени для отказа от ПРО оказался особенно губительным для Украины, учитывая решимость Кремля дать обратный ход прозападной "оранжевой революции" и обеспечить победу пророссийскому кандидату на январских президентских выборах.
Страны Балтии, которые уже находятся в составе НАТО, почувствуют растерянность, глядя на все более напористую Россию. Эстония, Латвия и Литва являются самыми громкими и активными критиками Кремля, однако генеральный секретарь североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) уже провозгласил в качестве своего высшего приоритета налаживание "подлинного стратегического партнерства" с Россией.
Администрации Буша нравилось подчеркивать свои отношения с "новой Европой" в составе стран бывшего советского блока - зачастую в ущерб внешнеполитическим связям с непокорной "старой Европой" в лице Германии и Франции.
Обама показал, что США в такие игры больше не играют. Ему нужна помощь России по Афганистану и Ирану, и он предлагает Европе самой строить взаимоотношения с Москвой по всему спектру вопросов - от энергетической безопасности до урегулирования исторических обид.
Кремль с трудом верит в свою удачу. Обама нажал кнопку "перезагрузки" для улучшения отношений с Россией, а в ответ не получил ничего, кроме разрешения на полеты американских самолетов в воздушном пространстве России, а также на снабжение через российскую территорию войск США, воюющих в Афганистане.
Это был главный содержательный результат московской встречи Обамы и президента Медведева, прошедшей в июле. Теперь на очереди договор, который должен в декабре прийти на смену СНВ-2. Возможно, стороны проявят большую щедрость и решительнее сократят запасы ядерных ракет, находящихся на вооружении США и России.
Но остается весьма важный вопрос: что делать с ядерными амбициями Ирана? Россия не проявляет желания уступить и поддержать новые санкции против Тегерана. Она также не аннулирует свой контракт на продажу Ирану комплексов ПВО С-300.
Известный израильский депутат парламента Зеев Элкин (Zeev Elkin) в своем сегодняшнем интервью российской газете "Коммерсант" предупредил, что Тель-Авив может столкнуться с вынужденной необходимостью нанести упреждающий военный удар по ядерным объектам Ирана, если появятся признаки того, что Кремль собирается одобрить поставку С-300.
Завеса тайны, окружающая предполагаемый захват грузового судна Arctic Sea, выдвигает на передний план опасность конфликта, который может быть спровоцирован действиями по доставке оружия.
Россия упорно заявляет, что Иран в настоящее время не представляет угрозы, и что система противоракетной обороны, состоящая из радара в Чехии и 10 ракет-перехватчиков в Польше, будет угрожать лишь ее собственной национальной безопасности. Отменив проект ПРО, Обама, похоже, согласился с обоими аргументами.
Возможно, Обама считает, что таким решением подтолкнет президента Медведева к тому, чтобы тот поддержал более жесткие действия против иранской ядерной программы, когда на следующей неделе приедет в Соединенные Штаты на саммит "двадцатки" и на заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Но Обама в июле с ущербом для себя узнал, что в Москве главный по-прежнему Путин, а не Медведев.
На самом деле, Москва может теперь стать еще более непреклонной, заявив, что и сам Вашингтон сейчас относится к этой угрозе не столь серьезно, как прежде, поскольку он отказался от своей системы ПРО. Любое заявление подобного рода лишь усилит решимость Израиля начать действовать.
Некоторые российские аналитики уже начали цинично задавать вопросы о том, а не на руку ли Кремлю война в Иране. Они утверждают, что в результате такой войны цены на нефть резко взлетят вверх, и России удастся пополнить государственную казну, опустевшую из-за экономического кризиса.
Кремль в последние годы занимает все более антизападные позиции и продолжает обвинять в начале финансового кризиса Америку, заявляя, что он заставил Россию потратить свои мощные резервы для предотвращения экономического краха. Может быть, сторонники жесткой линии считают, что конфликт в Иране станет компенсацией за те потери, которые пришлось понести России из-за экономической неумеренности Америки?
Для Путина выводы из сегодняшнего решения Обамы совершенно ясны. Непреклонность и непримиримость приносят дивиденды, потому что США и Евросоюзу недостает терпения и решимости, чтобы осадить Москву. Эти выводы прозвучат сигналом тревоги в коридорах власти бывших советских доминионов.
__________________________________________________________
Обама забыл об уроках "холодной войны"? ("The Wall Street Journal", США)
Кремль отрицает сделку с США ("The Financial Times", Великобритания)