Решение Белого дома отказаться от размещения элементов ПРО в Центральной Европе вызвало острую дискуссию среди американской политической элиты - и в первую очередь среди законодателей.
'Чрезвычайно важно, что произошла переоценка существующей опасности, - заявила спикер Палаты представителей Конгресса Нэнси Пелоси, - что принят во внимание достигнутый сегодня уровень технического развития, а также то значение, которые эти обстоятельства имеют как для наших взаимоотношений с союзниками по НАТО, так и для наших двусторонних отношений с Россией'.
Председатель сенатского комитета по международным отношениям Джон Керри охарактеризовал президентское решение как 'правильное и своевременное'. 'Проверенные технологии и ответственная дипломатия должны быть положены в основу мероприятий по противовоздушной обороне в Европе, - заявил сенатор Керри. - Пришло время двигаться вперед, разрабатывая более гибкую архитектуру противоракетной обороны', - подчеркнул он.
'Смелым решением' назвал шаг, сделанный администрацией, председатель отдела по вопросам Европы и член комитета по иностранным делам в Палате представителей Роберт Векслер. По его словам, 'американские и европейские интересы в области безопасности будут лучше защищены, если будет реализован более эффективный и гибкий план противоракетной обороны'. Это мнение разделяет председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил Карл Левин. По мнению сенатора, 'решение президента обусловлено стремлением найти эффективные средства защиты США и их европейских союзников от реальной опасности ракетного удара со стороны Ирана, а не только от потенциальной ракетно-ядерной угрозы. У Ирана уже есть сотни ракет ближней и средней дальности, но ракет большей дальности у него не будет на протяжении многих лет'.
Не менее важно принятое администрацией решение и для развития сотрудничества с Россией, считает Карл Левин, - особенно в том случае, если Москва поделится с США ракетными данными из своего радиолокационного центра 'Армавир'. Иными словами, ПРО станет не разделяющим, а объединяющим фактором во взаимоотношениях двух государств.
По словам председателя комитета Палаты представителей по вооруженным силам Айка Скелтона, он 'с нетерпением ожидает дальнейшего рассмотрения президентского плана'.
Решительное несогласие с политикой администрации выразил сенатор Джон Маккейн. 'Я разочарован решением администрации об отмене планов по развитию системы противоракетной обороны в Восточной Европе, - заявил он. - Это решение ставит под сомнение безопасность и дипломатические обязательства Соединенных Штатов к Польше и Чехии и может привести подрыву американского лидерства в Восточной Европе. Учитывая прочные отношения, которые мы наладили с государствами региона с момента окончания холодной войны, мы, как я полагаю, не должны предпринимать шагов в обратном направлении. Но я боюсь, что решение администрации будет способствовать именно этому - и это в то время, когда восточноевропейские страны все больше опасаются нового авантюристического курса России'.