Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

У Турции есть все шансы на успех в посредничестве по ядерной программе Ирана - эксперты

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шансы Турции стать эффективным посредником между Ираном и Европой в разрешении ядерного вопроса велики, но преувеличивать роль Турции не стоит, считают эксперты.

Шансы Турции стать эффективным посредником между Ираном и Европой в разрешении ядерного вопроса велики, но преувеличивать роль Турции не стоит, считают эксперты.

"У Турции положительный имидж в международном сообществе, поэтому она обладает потенциалом для посредничества", - сказал Trend News по телефону из Тегерана секретарь организации по защите национальных интересов Ирана Саид Яри.

О том, что встреча Ирана и "шестерки" ЕС (пять постоянных членов Совбеза ООН + Германия) по обсуждению ядерной программы Тегерана, вероятнее всего, пройдет в Турции, во вторник сообщил глава ЕС по внешней политике Хавьер Солана. Переговоры запланированы на первое октября.

США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран эти обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

По мнению Яри, с давних времен сложилось так, что если между двумя сторонами существуют разногласия, то третья страна берет на себя миссию посредника и достигаются определенные результаты.

Так как Иран больше доверяет Анкаре, проведение обсуждений ядерной программы в Турции целесообразно, считает бывший аналитик национального комитета разведки Турции Махир Кайнак.

"Тесные дипотношения официальной Анкары во многих сферах как с западными, так и с восточными странами дают возможность Турции выступать в регионе в роли посредника", - сказал Кайнак Trend News по телефону из Анкары.

Тегеран, по его мнению, тоже не будет против проведения этой встречи в Турции.

Позитивный настрой по поводу эффекта от участия Турции в этом переговорном процессе, однако, не разделяют в Европе, так как Иран неоднократно заявлял, что не намерен обсуждать ядерную программу.

Девятого сентября Иран передал представителям стран "шестерки" свой пакет предложений, касающихся ядерной проблемы и других глобальных вызовов.

Однако, по словам пресс-секретаря Соланы Кристины Галлах, в этих предложениях Иран так и не ответил на поставленные перед ним вопросы. Переговоры "шестерки", по ее словам, продолжаются с целью формулирования "координированного ответа" по проблеме ядерной программы Ирана.

Обсуждения иранской ядерной программы между представителями Ирана и "шестеркой" Евросоюза могут проходить в Турции, так как это удобное место встречи для обеих сторон, считает известный европейский аналитик, занимающийся проблемами Турции Майкл Эмерсон.

"И технически, и политически Турция является весьма удобным местом встречи для обеих сторон", - сказал News по телефону из Брюсселя Эмерсон, директор программы "Европейское добрососедство, внешняя политика и политика безопасности" Центра европейских политических исследований.

Эмерсон признает роль Турции как одного из участников дискуссий по иранской ядерной программе, так как "Турцию связывают с Ираном хорошие отношения".

Подтверждением этому может быть встреча в Тегеране в субботу, 13 сентября, министра иностранных дел Турции Ахмета Давудоглу со своим иранским коллегой Манучехром Моттаки. Они призвали к расширению сотрудничества в области безопасности между двумя соседними странами и выразили решимость бороться с терроризмом и экстремизмом.

Однако, признавая конструктивную роль Турции в переговорах по ядерной программе, он не уверен в ведущей роли Анкары в этом вопросе.

"У Турции есть определенный голос, но я сомневаюсь, что этот голос будет решающим", - сказал Эмерсон.

Обсудить публикацию на форуме

_________________________________________________________

Оливковая ветвь, протянутая Обамой Ирану ("The Guardian", Великобритания)

США и Иран проведут первые прямые переговоры по ядерной проблеме ("The Times", Великобритания)