На этой неделе председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен (Mike Mullen) представил конгрессу результаты анализа - и результаты эти звучали ну очень знакомо. Маллен полагает, что нам, наверно, надо будет увеличить свой вооруженный контингент в Афганистане. Надо еще подождать, пока выскажет свое мнение генерал Стэнли Маккристал (Stanley McCrystal), командующий операциями в поле, но уже сейчас Маллен смог сказать, что к уже размещенным в Афганистане 68 тысячам военнослужащих надо добавить еще от 25 до 45 тысяч.
Но не то ли это самое болото, в котором мы уже однажды увязли во Вьетнаме?
Сейчас много говорят о том, что президент Барак Обама (Barack Obama) "теряет поддержку", и в одну из первых очередей это объясняется тем, что он уже не считает войну в Афганистане "своей". По данным опросов, среди демократов войну одобряют менее двадцати процентов; можно быть уверенным, что, отправив воевать еще больше людей, он сделает эту цифру еще ниже.
Сенатор от штата Висконсин Расселл Фейнголд (Russell Feingold) призывает к тому, что составить гибкий график вывода американских войск, считая увеличение контингента непродуманной стратегией.
До своего появления в конгрессе Маллен обратился к Американскому легиону и порекомендовал провести в стране дискуссию на тему того, стоит ли вести войну в Афганистане.
"Давайте устроим дебаты, давайте устроим дискуссию", - сказал Маллен. - "По-моему, пусть лучше наш народ спорит о войне, борется за то, чтобы понять ее, чем игнорирует ее вовсе". Неплохо сказано.
В этом дебате обязательно должен участвовать Обама, который, похоже, утратил и то вдохновение, которое он придал нашей войне в Ираке, и историческую перспективу, без которой нам лучше и не пытаться углублять свою миссию в Афганистане. После встречи с российским президентом Дмитрием Медведевым представители администрации отметили, что Медведев теперь разрешит нам пользоваться российским воздушным пространством для снабжения наших войск в Афганистане. Да конечно же! Неужели Россия забудет, что накануне рождества 1979 года их армия вторглась в Афганистан, а спустя десять лет еле выбралась оттуда, хромая, потирая ушибленные места и свистя пустыми карманами?
- Мистер Медведев, разрешите нам воспользоваться вашим воздушным пространством?
- О чем разговор, мистер Обама! Разрешите мне подержать ваше пальто?
Если мы собираемся переделать многовековую племенную культуру в Афганистане и построить сильное централизованное правительство там, где его никогда не было, нам нужно понимать, во что мы ввязываемся.
Обаме бы следовало прислушаться к совету четырех республиканцев. Первый, сенатор Ричард Лугар (Richard Lugar), говорит, что руководящая роль президента критически важна: «Когда появится отчет, он не может просто оставить это на волю Конгресса и генерала Маккристала и сказать, ребята, пообсуждайте это тут пока».
Во-вторых, стоит обратить внимание на бывшего сенатора-республиканца Чака Хэйгла (Chuck Hagel), который советует Обаме послушать записи обсуждений войны во Вьетнаме между президентом Линдоном Джонсоном (Lyndon Johnson) и его старым учителем, сенатором от штата Джорджия Ричардом Расселом (Richard Russell). Оба соглашались, что война во Вьетнаме безнадежна, и Джонсон признавался, что, по его ощущениям, победить мы не можем. Однако он не хотел вывести войска и стать первым американским президентом, проигравшим войну.
Следом идет политический обозреватель Джордж Уилл (George Will), который указывает на то, что афганские выборы оказались фальшивкой, а правительство президента Хамида Карзая безнадежно коррумпировано (его вице-президент является торговцем наркотиками). Уилл рекомендует вывести войска и воевать только с открытого моря, используя беспилотные самолеты, крылатые ракеты и авиаудары.
Наконец, я бы убедительно попросил Обаму прочитать прощальную речь президента Джорджа Буша-старшего, произнесенную им в военной академии Уэст-Пойнт. Если мы должны использовать военную силу, президент должен определить четкую и достижимую цель, реалистический план для достижения ее и не менее реалистичные критерии для отхода. «Лишь соблюдая эти принципы, мы сможем объяснить и оправдать потенциальные жертвы», - сказал старший Буш, бывший 41-м президентом США. Буш-младший, ставший 43-м президентом, не прислушался к этому совету, вторгаясь в Ирак.
Обама должен дать американскому народу убедительные причины поддержать его в этой афганской авантюре. Сейчас таких причин нет.