НАТО испытывает большие проблемы со стабилизацией ситуации в Афганистане. Поэтому эта организация пытается внедрить новую стратегию. Одновременно с этим Альянс при проведении военных операций упорно использует старые методы, которые были опробованы еще в конце 90-х годов в Югославии.
Такого рода военные операции на земле и с воздуха спасают, конечно, жизни натовским солдатам. Однако их следствием являются все более многочисленные жертвы среди гражданского населения. Статистические данные показывают, что каждый убитый участниками Международных сил содействия безопасности в Афганистане (Isaf) гражданский житель этой страны увеличивает силы радикально-исламистского движения Талибан на 30 новых бойцов. Под его знамена становятся родственники убитого.
Кроме того, каждый случай гибели афганского гражданского лица способствует укреплению экстремистской идеологии повстанцев. Каждый такой случай подтверждает распространенный взгляд идеологов движения Талибан о том, что жизнь мусульманина якобы ничего не стоит, тогда как жизнь христианина ценится очень высоко. Эти взгляды находят свое подтверждение в том, что НАТО ведет обстрелы афганских деревень с больших расстояний или с большой высоты, отчего страдает точность.
При этом существует опасность, что натовская операция в Афганистане может превратиться в еще один крестовый поход христиан на Восток. Последняя трагедия, случившаяся во время налета НАТО на две похищенные боевиками движения Талибан цистерны с горючим в провинции Кундуз, во время которого погибли около 100 человек, заставляет сомневаться в эффективности новой стратегии Альянса в Гиндукуше. Главной целью этой стратегии, которую НАТО с некоторого времени в наступательном плане пытается транслировать во внешний мир, состоит в защите гражданского населения Афганистана.
Россия никогда не выступала с резкой критикой НАТО за то, что эта организация несоразмерно применяет военную силу в Афганистане, хотя только в 2008 году в этой стране были убиты более 2 000 гражданских жителей. В первой половине этого года насчитывается уже более 1 000 жертв среди гражданского населения Афганистана.
Нам, россиянам, слишком хорошо известно из собственной истории, как сложно вести борьбу против террористов и одновременно защищать гражданское население от потерь. Мы получили этот опыт в Чечне, и мы также испытали это летом прошлого года при отражении военного нападения на Южную Осетию, предпринятого грузинским правительство во главе с Михаилом Саакашвили .
Наши действия, однако, были хорошо продуманными. И мы пытались во время этого конфликта спасти жизни как грузин, так и осетин, как мы и прежде защищали жизни людей в Чечне. Нам удалось добиться в этом успеха, и мы до минимума сократили число жертв среди гражданского населения. Легко представить себе, так бы отреагировал Запад, если бы там российской ракетой были бы убиты 100 гражданских жителей, как это сделали сами силы НАТО в Афганистане.
Однако ничего подобного не произошло. Именно поэтому критики России пока поутихли. Конечно, они недавно безосновательно критиковали Москву за то, что она якобы применила против Грузии непропорциональную силу. В действительности наши солдаты рисковали своей жизнью ради спасения гражданского населения. Также они поступали и во время второй мировой войны.
То же самое можно сказать про Афганистан, где Советский Союз в борьбе против радикальных исламистов в 80-е годы имел более значительные потери, чем страны НАТО в настоящий момент. Мы тогда понесли тяжелые потери, но при проведении операций мы всегда принимали во внимание судьбу гражданского населения. Одновременно мы строили в этой стране дороги и мосты, а также новые фабрики и заводы.
В настоящее время Россия с большой тревогой наблюдает за тем, какой будет реакция афганцев на новую операцию НАТО в этой стране. Недовольство местного населения по поводу нахождения в стране международных сил растет с каждым днем, особенно это заметно после таких драматических событий, как это было недавно в провинции Кундуз. Это негативное отношение может вскоре частично затронуть и нас, несмотря на ту значительную помощь, которую Россия оказывает Кабулу на двусторонней основе.
Мы, россияне, помогли построить в Афганистане более 140 промышленных предприятий, энергетических установок и других инфраструктурных проектов. Два года назад мы списали большую часть долга Афганистана перед Россией. Мы постоянно предоставляем Афганистану гуманитарную помощь, в том числе и продукты питания, а общий объем этой помощи в прошлом году превысил 40 миллионов долларов. Россия не хочет, чтобы эта помощь оказалась напрасной из-за тех методов, которые командование НАТО использует в последнее время.
Несомненно, Россия и НАТО преследуют в Афганистане общие цели - обеспечить стабильность в стране, бороться против наркоторговли и терроризма. Россия очень заинтересована в том, чтобы операция НАТО в Гиндукуше оказалась успешной. Но мы не хотим, чтобы этот успех был оплачен жизнями сотен тысяч простых афганских граждан.
Дмитрий Рогозин является постоянным представителем Российской Федерации при НАТО в Брюсселе.