НЬЮ-ЙОРК. Кризис в Гондурасе потихонечку тлел и, казалось, что гораздо легче притвориться, что это потухший вулкан. Но вот он проснулся, и Бразилия, предоставив убежище свергнутому президенту Мануэлю Селайе (Manuel Zelaya) в своем посольстве в Тегусигальпе, погрузилась таки в его извергающуюся лаву. И кем же по отношению к этому вулкану является правительство Лулы поджигателем или пожарным? И тем, и другим. В конце концов, существуют амбивалентные составляющие в этом кризисе, разразившемся в нашем полушарии.
Трудно относиться к Селайе как к герою сопротивления, или считать, что его дело это проверка на демократическую солидарность Америки как Южной, так и Северной. Свергнутый почти три месяца назад, он был кандидатом в каудильо, авторитарные правители, который поставил на повестку дня вопрос о национализации по примеру Чавеса и подлил масла в огонь, попробовав изменить правила игры, увеличивая срок своего пребывания у власти. Президент путчист Роберто Мичелетти (Roberto Micheletti) тоже не ангел, а один из тех олигархов Латинской Америки, которые выдают себя за поборников демократии, когда им это удобно.
В Вашингтоне президент Обама хочет сделать красивый жест, показывая, что теперь США относится к своему заднему двору по-другому. И c этих пор североамериканцы, за здорово живешь, не благословят и не пойдут на сговор с любым антилевым (или античавистским) авантюристом. Но когда в рядах тех, кто выразил свое негодование путчем, появился Чавес, этот площадной шут, их позиция по этому вопросу стала какой-то стеснительной, принужденной. Янки нашли убежище в двусмысленностях, и в итоге США воспринимается в Южной Америке как соучастник путчистов в Тегусигальпе.
Такое положение показалось удобной возможностью проявить себя для бразильской дипломатии, которая с каждым разом все дальше раскидывает свои щупальца. А в случае с Латинской Америкой это более чем разумно. Правительство должно проявлять активность. Сферы влияния все-таки! Но что на самом деле здесь заполучила Бразилия? Да, это хорошо, что нельзя просто умыть руки и отнестись к кризису как к внутренней проблеме Гондураса. Слишком поздно для такой позиции. Однако, решив предоставить убежище в своем посольстве Селайе, Бразилия взяла на себя намного более деликатную миссию, к хорошему ли это приведет или к плохому. А если произойдет кровопролитие в ходе столкновений между двумя сторонами? Я признаю, что гораздо удобнее было бы только заниматься предостережениями, а потом вновь притвориться, что вулкан дремлет.
Идеальный выход был бы, если бы Селайе вновь вернули его должность, а потом он бы быстро ушел в отставку. Правительство Бразилии делает рискованную ставку на такую возможность (возвращение изгнанного президента), чтобы прекратить ныне творящийся дипломатический маразм. Но наиболее разумное из всего сказанного была фраза министра иностранных дел Бразилии Селсу Аморима, что никто точно не знает, что произойдет в Гондурасе. Весь мир приложил руку к тому, чтобы вулкан проснулся. Но тушить его нам.
__________________________________________________________
США предупреждают Гондурас по поводу новых выборов ("The Wall Street Journal", США)
Переворот в Гондурасе: Призраки старой политики США ("The New York Times", США)