Только в последние годы в России на гребне нефтяного бума образовался такой же средний класс, как и в Европе. Однако экономический кризис вновь разрушил мечты о зажиточной жизни на Востоке.
Иногда Дмитрий простаивает более двух часов в пробке на московской кольцевой автодороге. Этот молодой юрист ежедневно проезжает 150 километров, чтобы добраться от своего дома на северо-западе российской столицы до рабочего места в центре города. В начале этого года Дмитрий от казался от трехкомнатной квартиры в центре и переехал на дачу, расположенную в предместье города.
'Здесь не намного дешевле, зато воздух чище', говорит, подмигивая, этот 30-летний молодой человек, работающий на одном из немецких предприятий. Однако чистый воздух не был главной причиной переезда. Во время экономического бума зарплата могла ежегодно увеличиваться на 20-30 процентов. Теперь Дмитрий должен радоваться тому, что у него вообще есть работа.
В число проигравших в результате экономического кризиса попали не только олигархи, потерявшие за несколько месяцев, по оценке американского журнала 'Forbes', около 300 миллиардов долларов США. Обрушение экономики затронуло также и представителей все еще молодого среднего класса.
Согласно исследованию, проведенному банком UniKredit, численный состав российского среднего класса сократился в этом году более чем на 40 процентов и составляет теперь 13,6 миллиона человек. Только в последние годы в России на гребне нефтяного бума образовался средний класс, сравнимый с тем, который существует в Европе. В 2008 году 26 миллионов человек, или примерно 18 процентов населения страны, зарабатывали в месяц 1 000 долларов, а в 2004 году менее одного миллиона российских граждан имели такой доход.
Этот средний класс, состоящий из хорошо образованных и молодых городских жителей, внес решающий вклад в потребительский бум прошлых лет. Его представители могли себе позволить купить плазменный телевизор, новую машину, а также провести отпуск за границей.
Теперь опять надо экономить. Российский рынок легковых автомобилей за один год сократился более чем наполовину. Цены на жилье в Москве понизились примерно на 20 процентов. По данным опроса, проведенного Исследовательским холдингом Ромир, две третьи россиян пересмотрели этим летом свои планы на отпуск. Владимир Осаковский, проводивший упоминавшееся уже исследование банка UniKredit, считает, что причиной быстрого обеднения среднего класса стало в первую очередь 25-процентное обесценивание рубля, в результате чего импортные продукты стали дороже и покупательская способность снизилась. Кроме того, банки стали меньше выдавать кредитов, а процентные ставки по ним выросли - все это также стало причиной сокращения доходов среднего класса.
Еще сильнее экономический кризис ударил по восьми миллионам российских граждан, которые в первом квартале 2009 года опустились ниже прожиточного уровня. Этот уровень определен в России как ежемесячный доход в 5 000 рублей (110 евро). По данным статистического ведомства Росстат, более 24 миллионов российских граждан находятся за чертой бедности. Прежде всего пострадали пожилые люди, а также семьи, имеющие детей.
Несмотря на текущие сложности, Осаковский считает, что Россию ожидает 'буржуазная революция'. По его подсчетам, российский средний класс в 2011 году сможет выйти из кризиса, а его численность к 2013 году даже удвоится. Осаковский полагает, что демографическое развитие, а также растущая производительность труда будут способствовать росту доходов. Вместе с тем, он подчеркивает, что это может произойти только при сохранении стабильности российской национальной валюты. Осаковский убежден в том, что формирование широкого среднего класса будет благом не только для российской экономики, но также и для общества в целом. 'Расширение среднего класса создаст потребность в более эффективном governance (англ. управление государством в широком смысле - прим. переводчика), в сокращении коррупции, а также в проведении дальнейшей демократизации'.
___________
ИноВидео: Кризис в России ударил по иностранцам ("Russia Today", Россия)
Магнат раскритиковал Россию за "перманентный кризис" ("Reuters", Великобритания)