В последнее время наблюдается активизация российско-турецких отношений. Напомним, что только в течение нынешнего года состоялись три официальных визита: президент Турции Абдуллах Гюль посетил Москву в феврале, турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган - в июне, а премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин в августе отправился в Анкару.
Отношения между Россией и Турцией в течение долгих лет были напряженными. В декабре 2004 года, после нескольких десятилетий перерыва, состоялся первый официальный визит главы российского государства в Турцию. Визит президента Российской Федерации Владимира Путина положил начало дипломатическому диалогу между двумя государствами.
Чем обернется для Армении российско-турецкое сближение, принесет ли оно нам выгоду или нанесет вред? По этому поводу есть различные мнения, как в пользу, так и против. Некоторые аналитики считают, что нормализация российско-турецких связей может принести выгоду Армении, так как в результате этого процесса Москва окажет дополнительное давление на Анкару, заставит ее снять торговое эмбарго и нормализовать отношения с Ереваном. Сближение двух государств имеет место в тот период, когда и Соединенные Штаты Америки расширяют свое влияние на Южном Кавказе. А это тот регион, в котором и Россия, и Турция являются сверхдержавами и очень хотят сохранить свое дипломатическое и экономическое влияние.
Фактически, эти государства, недовольные своим положением в мире, пытаются найти для себя новое место в мировой политике. Потенциальным результатом такого союза может быть утверждение партнерских отношений Турции с ШОС (Шанхайская организация сотрудничества, членами которой являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан), а также совместные российско-турецкие программы по восстановлению послевоенного Ирака.
Есть также комментаторы, которые не верят в то, что тесные российско-турецкие отношения будут иметь благоприятное воздействие на Армению. По их мнению, Россия не может играть ключевую посредническую роль в нормализации отношений между Арменией и Турцией, которые на протяжении веков были враждебными.
Возможно, отмечают последователи этой точки зрения, что, в конце концов, российско-турецкое сближение перерастет в военно-стратегическое, поскольку оба государства стремятся решить не только двусторонние, но и региональные проблемы, разделить зоны своего влияния в Черном море, так построить свои экономические отношения, чтобы стратегическое сотрудничество стало реальностью. Однако их цель - не разжигание войны, так как построение тесных отношений требует стабильности.
Кстати, нормализация российско-турецких отношений несколько заморозила грузино-турецкие отношения. Об этом свидетельствует тот факт, что грузинская сторона активизировала свои требования к Турции: вернуть те территории, которые сегодня находятся под турецкой юрисдикцией. Грузии также не понравится подписание соглашения о разрешении России на использование воздушного пространства Турции.
Специалисты находят, что не должно сложиться такое впечатление, будто бы Армения стремится стать преградой на пути российско-турецкого сближения. Однако Ереван должен всегда отстаивать свои права и показывать, что ждет от своего стратегического партнера того, что Москва в своих отношениях с Анкарой будет учитывать интересы Еревана. Кстати, Путин во время встречи с Эрдоганом пообещал сыграть роль посредника в деле нормализации отношений между Арменией и Турцией.
О дальнейших перспективах российско-турецкого сближения есть также и другое мнение, согласно которому на определенном этапе Анкара вынуждена будет подчиниться воле Вашингтона и остановиться, воздержавшись от дальнейшей нормализации отношений с Москвой.
Турция, маневрируя между Россией и США, желает расширить свои возможности, воспользовавшись тем, что между этими двумя государствами идет непримиримая борьба за зоны влияния в регионе Южного Кавказа.
В такой ситуации, неприемлемой является пассивная позиция Армении. В отношениях как с Турцией, так и с Россией, Армения должна быть полноценным партнером, достигнув того, чтобы в региональных аспектах, тем более в касающихся ее вопросах, было бы невозможно обойти ее интересы.
Следовательно, только нормализация и утверждение армяно-турецких отношений может быть гарантией того, что Армения сможет полноценно и без посредников возвысить свой голос в защиту своих государственных и национальных интересов.\
Перевод: Гамлет Матевосян