Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) протягивает Соединенным Штатам оливковую ветвь. Призвав президента США Барака Обаму увидеть в Иране 'друга' и заявив, что 'Иран - это возможность для всех', он открыл путь для давно ожидаемого диалога.
Его заявление следует рассматривать как возможность выхода из трудной ситуации. 'Большая двадцатка' попросила Тегеран сменить стратегию и отреагировать на беспокойство мира относительно его спорной ядерной программы, так что готовность Ахмадинежада к 'свободному и открытому' обсуждению этих вопросов, о которой он заявил в Нью-Йорке в интервью AP, безусловно, отрадна.
Ирану настало время вернуться к реальности и вплотную заняться проблемой внутриполитических разногласий, которые заметно сказываются как на его внутренних, так и на внешних делах. Общественные беспорядки в стране сильно уменьшают эффективность внешнеполитической демагогии. Так в прошлую пятницу было очевидно, что на обычные рассуждения о Палестине и Холокосте мало кто покупается. Иранцы, давно страдающие от санкций и международной изоляции, стремятся к реформам и открытой экономике. Как бы дорога ни была Ирану его ядерная программа, ее секретный характер может завести страну в беду. Именно поэтому готовность Тегерана ее обсуждать и обмениваться мнениями с миром можно только приветствовать.
В интервью Ахмадинежада было несколько важных моментов. Так, вместо того, чтобы в своем обычном стиле обвинять Запад - и особенно Соединенные Штаты - во всех проблемах, с которыми сталкивается исламская республика, президент подчеркнул необходимость обсуждать 'источники беспокойства'. Он также показал себя хорошим дипломатом, выразив надежду, что президент Обама будет двигаться в направлении 'перемен'. Его осторожная ремарка о том, что отказ США от планов создать в Европе систему защиты от ракет большой дальности был 'деликатным способом заставить Россию снять возражения' прозвучала просто блестяще. Приятно видеть, что Иран не стремится к конфронтации, и пытается создать себе более гибкий имидж страны, с которой можно иметь дело, и которая может вносить свой вклад в мир и безопасность во всем мире.
Отказ Ахмадинежада говорить о Холокосте под предлогом того, что ему неинтересно постоянно затрагивать исторические вопросы, также можно приветствовать. Кроме того обнадеживает выраженное иранским президентом желание помочь США стабилизировать обстановку в Афганистане и Ираке. Сомневаться в его намерениях причин нет. Вашингтону имеет смысл ответить на дружественные жесты Ирана. В настоящий момент у него просто нет другого выбора.
__________________________________________________________
Обама заручился российской поддержкой по Ирану ("The Wall Street Journal", США)
Россия обещает поддержать направленные против Ирана санкции ("The Times", Великобритания)