Эксклюзивное интервью с представителем США в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) Глином Дэвисом.
- В интервью агентству Trend представитель Ирана в МАГАТЭ Али Аскар Султание сказал, что его страна в достаточной степени сотрудничает в рамках правил Международного агентства по атомной энергии. Как Вы оцениваете такое заявление иранской стороны?
- Генеральный секретарь МАГАТЭ и Секретариат неоднократно заявляли, что сотрудничество Ирана является неудовлетворительным, и это мнение наиболее значимое.
В своей вступительной речи на Совете управляющих МАГАТЭ седьмого сентября 2009 года генсек Мохаммед Эль-Барадей сказал: "Иран не сотрудничает с Агентством по оставшимся вопросам, подробно изложенным в докладах Агентства, которые необходимо прояснить, чтобы исключить возможность существования военных аспектов ядерной программы Ирана".
Кроме того, Иран отказался выполнять положения измененного Кода 3.1, согласно которому стране следует предоставить заблаговременную информацию о ядерной разработке. МАГАТЭ ясно дало понять, что Иран не может в одностороннем порядке приостановить свое присоединение к этому Коду, и таким образом отказ Ирана выполнять требования Кода рассматривается, как нежелание сотрудничать.
- Ранее США представили документы, доказывающие военную направленность иранской программы по обогащению урана. Официальный Иран заявил, что эти документы фальшивые. Почему США не представили оригиналы этих документов в МАГАТЭ?
- Подозрения МАГАТЭ по поводу разработки Ираном ядерного оружия основываются на нескольких источниках, в том числе на информации, полученной в результате собственных расследований агентства.
В последнем докладе МАГАТЭ по Осуществлению гарантий в Исламской Республике Иран говорится, что "как неоднократно подчеркивал генеральный директор, информация, содержащаяся в документах, была получена из нескольких источников в разное время, и в целом она непротиворечива и достаточно всесторонняя. В ней говорится о том, что Ирану необходимо устранить сомнения, которые естественно возникают из-за всех неразрешенных вопросов об исключительно мирном характере ядерной программы Ирана".
Кроме того, Иран подтвердил, что часть информации, представленной МАГАТЭ, является действительно достоверной, и генсек сообщил, что МАГАТЭ "не считает, что Иран ответил на имеющиеся вопросы по существу". Генеральный секретарь также отметил, что "Агентство полагает, что оно предоставило Ирану достаточный доступ к документам, находящимся в его распоряжении, чтобы дать Ирану возможность ответить по существу на вопросы, заданные членами Агентства".
- До этого Египет и Сирия предоставили МАГАТЭ информацию о наличии следов обогащенного урана. Ведутся ли обсуждения и расследование этого вопроса?
- После того, как в сентябре 2007 года реактор в районе Аль-Кибар был выведен из строя, МАГАТЭ опубликовало четыре отчета касательно ядерной деятельности Сирии.
Хоть мы и не можем обсуждать этот доклад в деталях, генеральный секретарь МАГАТЭ дал четко понять, что Сирия, к сожалению, продолжает отказывать МАГАТЭ в доступе и сотрудничестве, необходимом для разрешения нерешенных вопросов, касающихся ядерной деятельности этой страны.
Прошло более года с тех пор, как Сирия дала разрешение на одноразовое посещение инспекторами МАГАТЭ объекта Аль-Кибар и до сих пор не представила какого-либо доступа к другим подозрительным объектам. Сирия также до сих пор не допустила инспекторов агентства к строительному мусору и оборудованию, удаленному из Аль-Кибар.
Для того чтобы МАГАТЭ могло разрешить многочисленные вопросы, касающиеся сферы тайной ядерной деятельности Сирии, необходимо, чтобы эта страна в полной мере сотрудничала с агентством, в том числе предоставляя инспекторам доступ к объекту Аль-Кибар и другим подозрительным объектам.
Такой доступ важен, независимо от результатов последующей проверки отдельных объектов.
Что касается Египта, мы ожидаем и не сомневаемся, что любые возникающие вопросы будут решаться по мере необходимости как Египтом, так и МАГАТЭ.
- Через год Иран позволил МАГАТЭ вести наблюдения на заводе в Араке по производству тяжелой воды. Насколько эти наблюдения гарантируют мирный характер этого завода, производящего плутоний?
- В отчете генерального секретаря МАГАТЭ отмечено, что Иран позволил агентству провести проверку информации о промышленных образцах на реакторе Арак. Такое развитие событий, конечно, приветствуется. Однако доступ, предоставленный по истечении года сопротивления - не то, что можно поприветствовать.
Иран продолжает отказываться выполнять положения измененного Кода 3.1, подписанного страной соглашения о гарантиях и обеспечивать заблаговременное уведомление о новых ядерных объектах. Помимо этого Иран предлагает не делать этот доступ регулярным, как того требует иранское соглашение о гарантиях и дополнительные соглашения, а организовывать его спонтанно, когда это будет политически обоснованно.
В докладе четко указывается, что в то время как у Ирана есть значительный прогресс на Араке, он пока не предоставил подробную информацию о промышленных образцах, в частности, характеристики ядерного топлива, его обработки и перевозки оборудования, а также бухгалтерский учет ядерных материалов и систем контроля.
Эта информация имеет важнейшее значение для осуществления мер безопасности, и должна быть предоставлена без промедления.
Без постоянного доступа к новым ядерным объектам МАГАТЭ не в состоянии подтвердить мирный характер этих объектов.
Нужно также отметить, что в Араке еще не производят плутоний, но могли бы производить 1-2 атомные бомбы, которые однажды могут быть использованы. Неспособность обеспечить постоянный доступ может означать, что ядерный материал находится под большим риском утечки.
Как отметил в своем докладе генеральный секретарь, Иран является единственным государством, имеющим всесторонне действующее соглашение о гарантиях, но не выполняющим положения пересмотренного Кода 3.1.
Аналогичным образом более года назад генсек МАГАТЭ запросил информацию о промышленных образцах нового энергетического реактора, который Иран планирует построить в Дарховине. И снова Иран отказался предоставить такую информацию.
Неприменение пересмотренного Кода 3.1 - серьезное препятствие для МАГАТЭ в обеспечении мер безопасности и проверки ядерной деятельности в Иране.
_______________________
Никакого тут прорыва ("The American Conservative", США)
Иран испытал ракеты малой дальности ("BBCRussian.com", Великобритания)