Начинается 'послерадарная' эпоха. Многие считают это переломным моментом в политике. Сообщение Барака Обамы о том, что США в итоге не будут строить свои базы в Центральной Европе, - это толчок для всех, кто полагает, что Чехия должна укреплять отношения с Россией. В том числе и в области экономики.
Обратно к корытам
'Как бывший профессиональный военный я знаю, что весь этот проект был абсолютно бессмысленным. Только зря портились чешско-российские отношения', - считает Зденек Збытек (Zdeněk Zbytek). Некогда командир танковой дивизии, сегодня он бизнесмен с хорошими связями не только в сфере российской экономики и друг бывшего премьера Милоша Земана (Miloš Zeman).
И хотя Збытек вроде бы не знает о каких-либо экономических санкциях со стороны российских органов, он считает, что после отмены строительства радара отношения между Чехией и Россией могут улучшиться. 'Для чешских фирм на российском рынке открываются огромные возможности в области энергетики и инфраструктуры', - говорит Збытек. Он также является председателем 'Клуба Россия' (Klub Rusko).
Однако Збытек не считает, что русские теперь станут инвестировать в чешские фирмы больше, чем 'до радара'. 'Им в первую очередь надо привести в порядок собственную экономику, сильно пострадавшую от кризиса', - говорит Збытек.
Далеко не все с радостью приветствуют изменения в американской политике. Опасность в таком развитии событий видит, например, Ян Шула (Jan Šula), некогда глава экономической контрразведки и председатель Чешской национально-социалистической партии.
'Это незаметное возвращение к временам до 1989 года. Это результат работы популистов во главе с паном Пароубком, которым интересно только то, как вернуться к корытам', - говорит Шула, сегодня он помимо прочего является совладельцем фирмы 'Secar Bohemia', которая работает в области электронных систем безопасности для транспортных средств.
'Аэрофлот' - идеальный партнер 'Чешских авиалиний'
Шула обращает внимание на то, что экономика идет рука об руку с политикой. 'В начале 90-х годов, после распада Советского союза, в Чехии обосновались исключительно организованные преступные группировки из России. Состоятельные русские предприниматели тратили свои деньги совершенно в других местах', - вспоминает он.
Чешские предприятия увидели российский капитал только после 2000 года, когда страна начала богатеть на дорогой нефти и газе. 'Речь здесь идет не только о бизнесе. Российские фирмы связаны с секретными службами и помогают здесь реализовывать геополитические интересы России', - утверждает Шула. Он считает, что 'Аэрофлот' получит 'Чешские авиалинии' (ČSA). Это просто вопрос времени.
Пример 'Чешских авиалиний' очень удачен. Российская авиакомпания была среди тех, кто хотел участвовать в приватизации ČSA, но в марте чешское правительство отказало "Аэрофлоту" по соображениям безопасности.
Но очень может быть, что это не конец истории. Многие менеджеры в ČSA считают, что 'Аэрофлот' для чешского перевозчика может стать идеальным партнером с точки зрения развития бизнеса. Так что, может быть, кто-то вновь стряхнет пыль с этой идеи, особенно столкнувшись лицом к лицу с возможным банкротством 'Чешских авиалиний'.
Национализация 'Unipetrol'?
В области энергетики больше всего следят за российскими активами.
Неудивительно, что недавняя высылка двух российских военных дипломатов была связана, как удалось выяснить газете 'MF Dnes', со шпионажем именно в этой стратегической области.
Уже достаточно давно идут разговоры о том, что крупнейшая российская нефтяная компания 'Лукойл' хочет приобрести у 'Shell' долю в 16% в 'Česká rafinérská', которая является часть группы 'Unipetrol'.
'Unipetrol' в свою очередь принадлежит польскому концерну 'PKN Orlen'.
Если 'Лукойлу' удастся купить у поляков весь 'Unipetrol', о чем тоже говорят все чаще и чаще, в руках у российского гиганта окажется не только завод ('Česká rafinérská'), но и связанное с ним нефтеперерабатывающее производство и торговая сеть, насчитывающая 330 заправочных станций.
Таким образом, понятно, почему чешское правительство, несмотря на все проблемы из-за кризиса, пытается найти способы, как выкупить у поляков 'Unipetrol'. К слову, сегодня 'Лукойлу' принадлежит в Чехии почти 50 заправок, эта российская компания поставляет топливо пражскому аэропорту в Рузыне.
Русские могут оказаться и важным миноритарным собственником в принадлежащей государству энергетической компании 'ČEZ'. Неизвестный инвестор (инвесторы) несколько месяцев назад по частям приобрел почти 10-процентную долю, которая остается в банке 'UniCredit'.
Переломный момент: АЭС 'Temelín'
Если ко всему вышесказанному добавить еще и проблемы с поставками российского газа этой зимой, мы получим достаточное количество причин, по которым Чехия может чувствовать угрозу со стороны России.
Вацлав Бартушка (Václav Bartuška), посол по вопросам энергетической безопасности, тем не менее, напоминает, что основные перемены, которые принципиально повлияли на положение нашей страны в области энергетики, пришлись еще на 90-е годы.
'Все началось с постройки ядерной электростанции 'Temelín', потом было решено построить там еще два блока с использованием технологий американской фирмы 'Westinghouse'. В 1996 году был введен в эксплуатацию нефтепровод 'Ингольштадт-Кралупы-Литвинов', в 1997 году пришли первые поставки норвежского газа', - говорит Бартушка.
Затем последовала приватизация компании 'Transgas' и упомянутого 'Unipetrol'. Однако, как мы видим сегодня, любые, даже хорошо продуманные меры не могут гарантировать безопасность на все времена.
Приближается следующий переломный момент. Это выбор поставщика для третьего и четвертого блоков АЭС 'Temelín'.
Объявленный тендер на 300 миллиардов чешских крон завершится в конце октября. И русские уже сейчас в лидерах, хотя ожидается, что в тендере еще будут участвовать американцы, японцы и французы.
По данным издания 'E15', российский концерн 'Атомстройэкспорт', скорее всего, вступит в консорциум с плзеньской 'Škoda JS', поставщиком ядерных реакторов. Неудивительно, что 'Škoda JS' тоже принадлежит русским, в частности холдингу 'ОМЗ'.
Что касается ядерной электростанции 'Temelín', то здесь российская фирма ТВЭЛ со следующего года заменит американский Westinghouse и будет поставлять ядерное топливо. Так что влияние России здесь возрастет.
Плзень, Куновице, Витковице
В связи с плзеньским машиностроением стоит упомянуть, что российский капитал несколько лет назад приобрел ряд производств у некогда большой 'Škoda'. Теперь в руках у 'ОМЗ' ранее принадлежавшие 'Škoda' цехи и заводы, сегодня работающие под именем 'Pilsen Steel'. Также 'ОМЗ' владеет брненсокой инженерной фирмой 'Cheteng'. 'Škodа Machine Tool' принадлежит московскому холдингу 'StankoImpex Group'.
Русский медведь добрался уже до Злина и Остравы.
'Уральская горно-металлургическая компания' (УГМК) владеет мажоритарной долей в компании 'Aircraft Industries', которой принадлежит аэропорт в Куновицих и фирма 'LET', занимающаяся производством самолетов.
Фирма Vítkovice Steel, несмотря на все проблемы сталелитейной отрасли, по-прежнему принадлежит российской компании 'Евраз', совладельцем которой является миллиардер Роман Абрамович.
'Русский алфавит' появляется и в легкой промышленности. На помощь известному стекольному заводу 'Crystalex' в Новом Боре, где потеряли работу около 1,6 тысячи человек, приходит принадлежащий русским 'CBC Invest'.
Не без чешской помощи
Карловы Вары на западе Чехии давно славятся тем, что это место облюбовали русские. Журнал 'Ekonom' в июне этого года изучил более 80 самых известных отелей, санаториев и домов отдыха в центре Карловых Вар.
Выяснилось, что инвесторам из России, Украины и Казахстана в городе принадлежит уже почти половина всех отелей и гостиниц.
И даже кризис не мешает строить все больше и больше апартаментов в Карловых Варах для состоятельных русских клиентов. Дошло уже до того, что против дальнейшего строительства выступают не только жители Карловых Вар, но и люди из соседнего Енишова. Местные жители рассказывают о сомнительных решениях чиновников, которые явно идут навстречу русскому капиталу.
И хотя сегодня многое приписывается внешней политике России, без официальных и неофициальных помощников в Чехии Восточная держава никогда бы так здесь не укрепила свои позиции.
'Наш враг - ни Барак Обама, ни Владимир Владимирович Путин. Мы сами себе самый большой враг. Что такого мы сделали за последние двадцать лет, о чем можно с гордостью сказать, что это исключительно наша заслуга', - рассуждает посол по вопросам энергетической безопасности Вацлав Бартушка.
_______________________________________________________
Опасна ли Россия? ("Reflex", Чехия)
Русский медведь на чешских газовых кранах ("Reflex", Чехия)