В эти дни невозможно хотя бы немного не посочувствовать бывшему премьер-министру Миреку Тополанеку (Mirek Topolánek), даже если вы не сторонник правой Гражданско-демократической партии или не поддерживали недавно свернутый проект по размещению части американской системы противоракетной защиты в Чехии.
Возглавляя правительство, Тополанек был одним из самых горячих сторонников проекта, пока в марте этого года, после вынесенного вотума недоверия, он не передал бразды правления временному переходному правительству. Несмотря на то, что Тополанек столкнулся с нежеланием большей части чешской общественности согласиться на размещение радиолокационной станции в 90 километрах к юго-востоку от Праги и с одним из крупнейших движений протеста со времен падения коммунистического режима двадцать лет назад, он ни разу не дрогнул.
Выбранные правительством методы убеждения общественности были бестолковы и, по большей части, неэффективны. Но тогдашний премьер-министр твердо стоял на своей позиции, настаивая, что Чешская Республика повысит уровень своей безопасности, а также докажет свою надежность, как союзника США и остального западного мира.
Он тратил очень много времени и усилий. Месяцами продолжались бурные споры о том, удастся ли Тополанеку заинтересовать достаточное количество депутатов парламента и протащить законопроект, необходимый, чтобы разрешить возведение станции и последующее укомплектование ее американскими солдатами (заключенная на официальном уровне сделка с США оказалась самой легкой частью).
Политики, аналитики и средства массовой информации то и дело проводили подсчеты, снова и снова играя с цифрами, стараясь угадать, кто проголосует за, а кто - против. Полемика переполняла страницы газет и журналов, оценивающих реальную угрозу со стороны 'неконтролируемых' государств, от которых должны будут защищать системы ПРО, прикидывающих, насколько благоразумно восстанавливать против себя Россию (которая с самого начала противилась планам США), и какую роль такая маленькая страна как Чехия должна сыграть в международной политике.
В пылу дебатов, вопрос о том, а стоит ли тратить столько энергии и сил, если новый президент США может отменить любое решение, поднимался нечасто, если вообще поднимался. Казалось, чешские политики пребывали в уверенности, что, как бы там не сложилось, сделка с США - дело решенное, и что предприятие такой важности, как план по установке систем противоракетной обороны, переживет смену администрации.
Отчасти причиной могла быть уверенность чешских лидеров в том, что США не позволят таким факторам, как возможные затраты или, упаси Господи, желание угодить России, встать на пути проекта. После того, как на протяжении всей 'холодной войны' Вашингтон не отступил перед Москвой, он не станет принимать решение, руководствуясь желаниями Владимира Путина - во всяком случае, так полагали чехи.
Тот факт, что данный вопрос рассматривался сквозь анти-российские очки, мог послужить одной из причин уверенности Тополанека и его окружения в реальности проекта размещения систем противоракетной обороны - вплоть до того, что они отвергали саму идею наличия у Обамы какие-либо сомнений. И в конечном счете, некоторые чехи, в том числе представители средств массовой информации, истолковали известное решение как своего рода вторую Ялтинскую конференцию. 'Радара не будет. Россия победила', - трубил заголовок газеты 'Млада Фронта Днес' (Mlada fronta DNES), самого популярного серьезного издания страны.
Можно восхищаться Бараком Обамой за то, что он последовал своим инстинктам и отказался от любимого проекта своего предшественника, но хочется все-таки надеяться, что за закрытыми дверьми Тополанек получал благодарности за столь внушительный политический взнос, потраченный в итоге на то, что оказалось пустышкой.
____________________________________________________________
Лех Валенса для "Wirtualna Polska": мы можем обижаться на США и Обаму ("Wirtualna Polska", Польша)