Когда в 1949 году была образована Китайская Народная Республика, Мао Цзедун заявил: 'Мы можем гордится тем, чего уже достигли, но перед нами лежит еще долгий путь'. Теперь, шестьдесят лет спустя, Китай может оглянутся назад и увидеть, сколь поразительный путь развития ему удалось пройти. Около 350 миллионов людей избавлены от бедности, и китайцы гордятся своей страной больше, чем когда-либо. К настоящему моменту, после десятилетий непрерывного развития, Китай снова оказался у критической черты, поскольку, как внутри страны, так и за границей, ожидания растут быстрее, чем способность им соответствовать.
Рецепт 'китайского взлета' был несложен: обеспечить первичную инфраструктуру для экспортно-ориентированных отраслей промышленности и добиться, чтобы быстро растущие экспортные доходы снова инвестировались в инфраструктуру или в добавочный производственный потенциал. В последние несколько лет, доходность этих инвестиций уменьшилась. Повышение эффективности означает, что Китаю для создания того же количество рабочих мест, что и десять лет назад, необходим вдвое больший объем производства.
Действительно уникальным развитие Китая могут сделать предпринятые им на ранних этапах шаги по значительным 'качественным изменениям'. С начала осуществления одиннадцатой пятилетки, которая будет действовать до конца 2010 года, Пекин инициировал несколько программ по наращиванию инноваций в новых отраслях развития. Постепенно китайские компании стали более конкуретоспособными и более креативными. Правительство страны ведет борьбу за сохранение природных ресурсов, инвестируя в развитие экологически чистой энергетики больше средств, чем все европейские государства вместе взятые. Было заявлено о проведении реформы социальной сферы, задача которой - уменьшить разрыв между богатыми прибрежными провинциями и районами, удаленными от промышленных и культурных центров, между рабочими и крестьянами, между ханьцами и другими народностями Китая. Что еще более важно, сейчас правительство активно ищет способы стимулировать внутренний спрос, как средство избавиться от нежелательной зависимости от экспорта.
Вопрос в том, насколько эффективно эти политики будут претворяться в жизнь, и достаточно ли быстро дадут результат, способный разрядить социальную напряженность. Есть много примеров политик, весьма многообещающе выглядевших на бумаге, но принесших одно лишь разочарование на практике. Сомнения вызывает и то, сможет ли страна позволить себе эти качественные изменения, если все они будут осуществляться одновременно. Несмотря на значительный профицит, государственный бюджет Китая достаточно скромен. Да и реформы не станут панацеей против напряженности, глубоко укоренившейся в среде национальных меньшинств или граждан, павших жертвой безудержной коррупции.
Как результат, Пекину и дальше придется сохранят неустойчивое равновесие между реформами и государственно-центристским национализмом. Главное условие управляемости этого национализма - успех. Коммунистическая партия, могучая крепость с 70 миллионами обитателей, прекрасно осознает, что дальнейшие экономические и политические реформы в ее собственных интересах. Но движение против копирования западных политических моделей снова активизировалось, и КПК, как и любая политическая организация, испытывает опасения, наверняка ли ей удастся остаться невредимой.
Внешняя политика Китая будет смесью растущей уверенности в себе и 'конструктивного взаимодействия'. Он уже защищает свои интересы за границей с помощью весьма расторопной экономической дипломатии, искусной манерой ведения переговоров в рамках многосторонних организаций, а также используя при необходимости жесткую политику безопасности в качестве опоры своего присутствия на внешнеполитической арене. Отмена саммита с ЕС в прошлом году, критика Центрального банка Китая в отношении доллара, как мировой резервной валюты, критика западного вмешательства Си Цзиньпином (Xi Jinping) - по всей вероятности, следующим председателем КНР, а также планы по разработке современной военной техники, например авианосцев - все это указывает на то, что Китай не только охотно использует свой международный престиж для решения внутригосударственных проблем, но и приобретает уверенность в своем международном влиянии.
И все же китайцы знают, что до тех пор, пока они надеются на внешние потребительские рынки, сдержанность необходима. Это делает неизбежным усиленное сотрудничество с другими основными игроками. Однако Пекин предпочел бы сам определять условия. Позиция Китая в отношений других игроков будет зависеть от наличия у последних возможности в потенциале стать помехой развитию Китая или наоборот - от их способности предложить экономические инициативы, которые окажут содействие качественному скачку в этом развитии; а также от степени прагматизма, проявляемого ими в отношении эволюционирующей политической системы страны. Так США продолжает занимать верхнюю строчку в списке дипломатических приоритетов Китая, а следом идут государства-соседи - Индия, Япония и Россия.
Время покажет, станет ли Европейский союз один из таких приоритетов. Разногласия в отношении ключевых политических ценностей и интересов существовали всегда, однако сейчас китайская 'стратегическая община' пребывает в уверенности, что ЕС, возможно, отнюдь не игрок, но - игровая площадка. Китай оставался последней из крупных держав, искренне надеявшихся, что Европа выйдет на мультиполярную арену на правах полноценного игрока, однако, по мнению большинства китайцев, она не оправдала возложенных на нее ожиданий. Будет ли дальнейшее развитие Китая мирным или нет, он займет более жесткие позиции в переговорах, станет более опасным экономическим соперником и влиятельным игроком на европейской арене. Способность Европы справится с подобным развитием событий не только окажется значимой для ее отношений с КНР, но послужит также показателем того, сможет ли она защитить свои интересы в новую эру политики великих держав.