В среду представители грузинской власти обнаружили себя в непривычной для себя ситуации, когда им пришлось занять оборонительную позицию. Это произошло после публикации давно ожидаемого отчета о результатах расследования причин пятидневной войны между Грузией и Россией, произошедшей в прошлом году. Эксперты, готовившие отчет, пришли к выводу, что Грузия действовала неправомерно, начав нападение, которое и привело к военным действиям.
Отчет - подготовленный по поручению Европейского Союза под наблюдением опытного швейцарского дипломата Хайди Тальявини - возложил равную вину за конфликт, начавшийся с обстрела Цхинвали - столицы отколовшегося от Грузии региона Южной Осетии - предпринятого грузинскими силами в ночь с 7 на 8 августа 2008 года.
Отчет длиной более чем в 100 страниц, над составлением которого трудилось более 30 экспертов по юриспруденции, военным и дипломатическим вопросам, дает сложное и многоуровневое объяснение причин войны.
В нем говорится, что Россия также несет значительную ответственность, так как до войны проводила в отношении своего южного соседа чересчур агрессивную политику, а затем ответила несообразно, когда начались военные действия.
Южная Осетия, чье население составляет несколько десятков тысяч человек и этнически отличается от грузин, откололась от Тбилиси после развала Советского Союза. В прошлогодней войне, возможно, погибли более 200 грузинских и 300 осетинских мирных жителей. Россия сообщила о смерти более 60 своих солдат, в то время как Грузия отметила смерть около 200 солдат.
Как и можно было ожидать, обе стороны постарались представить результаты отчета в свою пользу, заявив, что он поддерживает их версию событий.
Но несколько ключевых предложений находятся в противоречии с заявлением грузинского президента Михаила Саакашвили - сделанным уже после начала военных действий - о том, что он отражает российское нападение. В этом отношении отчет подорвал грузинскую позицию жертвы и, возможно, повредил международной репутации страны.
'Открытые боевые действия начались с крупномасштабной грузинской военной операции против города Цхинвали и окружающей его местности, - говорится в отчете. - Существует вопрос, можно ли оправдать применение силы Грузией в Южной Осетии в рамках международного права'.
'Нет, оправдать это нельзя', - пришли к заключению авторы отчета.
Далее в отчете говорится: 'Кроме того, мы не нашли подтверждений того, что Россия находилась на грани. . . крупной атаки', и добавляется, что грузинские утверждения о том, что в Южной Осетии собирались крупные группировки российских войск 'не нашли подтверждения'.
Грузинский советник по национальной безопасности Эка Ткешелашвили, ответившая на вопросы журналистов сразу после публикации отчета, заявила, что хотя она согласна с презентованными 'фактами', она не согласна с 'интерпретацией и анализом' комиссии, которую, по ее словам, и не просили интерпретировать события.
'У меня есть очень серьезный вопрос по поводу международного права, - сказала Ткешелашвили, добавив, что комиссия не отрицала того, что в Южной Осетии находились регулярные вооруженные силы России, а не миротворцы - что является нарушением международных норм. - Что еще можно назвать вторжением? Нужно дождаться, пока Путин выступит по телевизору и объявит об этом?'
Москва уже давно утверждает, что была втянута в вону в ночь с 7 на 8 августа, чтобы защитить своих миротворцев и граждан от того, что Кремль называет 'грузинским авантюризмом'. После начала войны Кремлю пришлось занять оборонительную позицию - так как по всему миру он подвергся гневному осуждению как агрессор - и он прибегнул к помощи проверенной стратегии, обвиняя западным СМИ и правительства в предвзятом отношении.
Таким образом, вчера российский МИД наслаждался своей новой и непривычной для себя ролью. Российские чиновники хвалили отчет за демонстрацию грузинской 'вины' за начало войны, и заявляли, что в нем содержатся неопровержимые доказательства окончательной виновности Грузии.
'Он подтверждает то, что мы знали с самого начала: кто начал войну, и кто несет ответственность', - заявил журналистам в Брюсселе посол России в ЕС Владимир Чижов.
Однако отчет не менее остро критикует и действия Кремля. Россия 'вышла далеко за пределы разумных пределов обороны', и ее действия 'даже близко не соответствовали угрозе российским миротворцам', говорится в отчете. Там также говорится, что Россия позволила широкомасштабные этнические чистки грузинских сел.
В отчете также подробно описана российская политика 'паспортизации' - когда в месяцы, предшествующие войне, Москва беспрепятственно раздавала паспорта жителям Южной Осетии, что беспокоило многих наблюдателей в регионе, по мере того как появлялось все больше слухов о войне. Паспортизация также предоставила основание для полномасштабной российской интервенции, так как Москва пришла на помощь 'гражданам России'.
'Обстрел Цхинвали грузинскими вооруженными силами в ночь с 7 на 8 августа 2008 года стал началом крупномасштабного вооруженного конфликта в Грузии, однако он стал лишь кульминацией длительного периода растущего напряжения, провокаций и столкновений', - сказано в отчете.
До сих пор российское правительство никак не ответила на это заключение, которое утверждает, что Москва создала атмосферу - с помощью военных учений, военных поставок в Южную Осетию и вероятного присутствия в республики наемников - которая означала, что 'сцена была подготовлена к военному конфликту'.
Напряжение между двумя странами остается на высоком уровне, и дипломатические отношения так и не восстановлены. Президент России Дмитрий Медведев исключил возможность сотрудничества с Саакашвили. 'Я лично не будут иметь никаких дел с президентом Саакашвили, потому что он совершил преступление против своего собственного народа и против народа Южной Осетии', - сказал он на прошлой неделе во время визита в Питтсбург на встречу 'большой двадцатки'. Россия продолжает настаивать на том, что Грузия совершила акт геноцида против народа Южной Осетии, однако авторы отчета не согласны с этим утверждением.
Сегодня Россия пытается организовать международное признание независимости Южной Осетии и соседней с ней Абхазии, но пока ей удалось получить поддержку лишь Никарагуа и Венесуэлы. В отчете признание независимости двух регионов со стороны России называется 'противоречащим международному праву'.