О личной жизни второй жены московского мэра Юрия Лужкова и самой богатой женщины России по версии журнала «Форбс» (Forbes) известно мало.
Её не увидишь на светских тусовках, она крайне редко появляется вместе с мужем на публичных мероприятиях. Нет её и в списках самых гламурных и элегантных дам. Про неё говорят, что она трудоголик и проводит весь день в своём рабочем кабинете.
Что Батурина является владелицей российского холдинга Интеко, известно давно. Но имя супруги московского градоначальника запестрело в газетных заголовках, когда «Форбс» опубликовал данные о её состоянии. В прошлом году оно оценивалось в 4 миллиарда долларов (почти 3 миллиарда евро), но из-за кризиса сократилось до одного миллиарда долларов (почти 700 миллионов евро).
Другим обстоятельством, которое ещё более накалило обстановку,
стала публикация в воскресной британской газете «Санди Таймс» (The Sunday Times) о предполагаемой покупке Батуриной особняка в Лондоне. Речь шла о втором по величине дворце (после Букингемского) британской столицы. Он пасположен в северной части города, имеет около сотни комнат и охраняется. Использовался для съёмок художественных фильмов и телевизионных сериалов.
Согласно журналу, покупка обошлась Батуриной в 55 миллионов евро и ещё примерно столько же придётся потратить на то, чтобы оборудовать в подвальном помещении кинозал, бассейн и гараж на 24 автомобиля. Также предполагается установить специальный лифт для подъёма машин на поверхность.
Быстрое обогащение
Бывший вице-премьер и бывший губернатор Нижнего Новгорода Борис Немцов вместе с известным шахматистом и лидером движения «Солидарность» Гари Каспаровым, только что подготовили доклад о бизнесе московского руководителя и его состоятельной супруги. Этот документ в форме брошюры распространяли активисты по Москве во время недавних выборов депутатов в городскую думу.
Немцов пишет, что первая леди Москвы начала свою предпринимательскую карьеру в 1991 году, в том же году сочеталась браком с Лужковым, за несколько месяцев до его вступления в должность градоначальника.
Оппозиционный лидер пишет, что в то время Батуриной, окончившая Государственный университет управления, крупными денежными средствами не располагала.
Она начинала как типичный кооператор горбачёвской перестройки и производила изделия из пластмасс. Но с восшествием Лужкова на престол мэра города на неё хлынул золотой дождь. Банкир Александр Смоленский предоставил Интеко несколько кредитов. В обмен на это контролируемый им "Столичный банк сбережений" получил право на обслуживание счетов мэрии. Благодаря полученным суммам, Батурина стала приобретать объекты, выставляемые на продажу мэрией.
Всё остаётся в семье
В соответствии со схемой приватизации, применявшейся в России в 90-е годы, объекты приватизировались по цене значительно меньше рыночной. Просто те, кому доставалась собственность, должны были быть «своими людьми», быть из того же круга и впоследствии тоже должны были чем-то отблагодарить: деньгами, акциями, обеспечением интересов.
В случае Лужкова и Батуриной, как пишет Немцов, «всё остаётся в семье».
Батуриной удалось стать владелицей нескольких цементных заводов. Помимо использования этого материала в интересах своих строительных фирм, она продавала его по всей России. Она сосредоточила в своих руках треть всего российского рынка изделий из пластмасс и ведёт активное жилищное строительство в Москве и других городах.
Кроме того, она владеет акциями «Газпрома», «Роснефти» и Сбербанка, который наряду с ВТБ является главным банком страны.