Фразу 'одна нация, два государства' покойный Гейдар Алиев произнес много лет назад, характеризуя отношения дружбы и братства между Турцией и Азербайджаном. Сегодня, после подписания между Турцией и Арменией протоколов (О нормализации отношений), проблемы, возникшие в отношениях Азербайджана и Турции, вернули в повестку дня сказанные им в прошлом слова. Проявленное после состоявшегося в Бурсе матча сборных Турции и Армении безответственное неуважение ряда чиновников к национальному флагу Азербайджана вмиг ввергло отношения между Анкарой и Баку в совсем иную атмосферу (по решению местных властей и ФИФА на стадионе в день матча между сборными Турции и Армении были запрещены азербайджанские флаги).
Отношения Турции и Азербайджана, в точке, которой мы достигли, переживают самые плохие дни в истории.
Сегодняшний кризис гораздо хуже событий мая, и множество факторов стали тому причиной. Турция может подписывать протокол с Арменией, однако нет четкой позиции в том, что премьер-министр Тайип Эрдоган не сдержит ранее данного обещания. Не стоит спешить в этом вопросе, необходимо подождать поступления протоколов в парламент.
Кому выгодно наличие проблем в отношениях Турции и Азербайджана? Ответ на этот вопрос достаточно четок. Прежде всего, Армении и другим государствам, имеющим свои интересы в регионе. К тому же, не стоит забывать о стратегии национальной безопасности Армении, в которой отношения дружбы и братства между Турцией и Азербайджаном квалифицируются Арменией в качестве угрозы. Кому больше всего пойдет на пользу, а кому во вред ущерб, нанесенный этим отношениям, учитывая тот негатив, который нанесен сегодня дружбе и братству? Совершенно очевидно, что в больше всего выгоды от этого получит Армения, а в максимальной степени пострадают Азербайджан и Турция.
Почему в таком случае продолжается взаимное совершение ошибок? Может ли проявление неуважения к флагу Азербайджана определенными лицами в Турции оправдать аналогичную реакцию на другой стороне, если быть точнее ошибочную? Безусловно, не может.
Необходимо как можно скорее приступить к действиям, чтобы не допустить дальнейшего нанесения ущерба отношениям между Турцией и Азербайджаном. Следует обратиться за содействием ко всем, кто может оказать поддержку, и в числе таковых могут быть девятый президент Турции Сулейман Демирель и Хикмет Четин (экс-спикер парламента). И ТЮРКСАМ (Турецкий центр международных отношений и стратегического анализа), чтобы как можно скорее остановить этот процесс, выступает со своими инициативами. Не стоит забывать, что обиды братьев бывают крупными.
Азербайджанские парламентарии, проведшие 16 октября 2009 года в Турции серию переговоров, также посетили ТЮРКСАМ, где мы провели с ними встречу. На ней было видно, что азербайджанские депутаты сильно впечатлены неуважением, проявленным в Бурсе национальному флагу Азербайджана.
Азербайджанские парламентарии также были едины в том, что необходимо было проявить здравомыслие с обеих сторон. Как мы поняли из беседы с азербайджанскими депутатами и звучащих временами просьб об интервью из СМИ Азербайджана, там в равной степени преобладает беспокойство и разочарование в отношении Турции. Турции необходимо как можно раньше выступить с инициативой. В этом отношении весьма примечательны высказывания Сахипа Алиева, ведущего и продюсера программы 'Седа Хабер' на одном из самых крупных телеканалов Азербайджана - Лидер-ТВ, в которой я в последний раз участвовал. 'Всегда говорят, что Турция потеряет Азербайджан, но никогда не говорится о возможности потери Азербайджаном Турции. Неизвестно, достигли ли наши отношения этого уровня, но в своих мечтах мы уже потеряли Турцию', - сказал он.
Как видно из сказанного, в Азербайджане о Турции бытовал образ, созданный в мечтах. Нанесение ущерба этому имиджу навредит не только отношениям Турции и Азербайджана, но и политике Турции в отношении тюркского мира. Не следует забывать, что тюркского мира без Азербайджана быть не может. Эта обида нанесет ущерб политике Турции на Кавказе, ее энергетической стратегии, проекту 'Набукко'. Список (обид) можно продолжить, поэтому нам необходимо действовать очень внимательно. Прежде всего, это касается СМИ в наших странах: их взаимные попытки достать с полок старые тетради и свести счеты никому пользы не принесут.
С другой стороны, необходимо хорошо прислушаться к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. На саммите СНГ в Молдавии никакого результата на переговорах Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна достичь не удалось. Высказывания Алиева после этой встречи заставляют задуматься. Алиев сказал, что он только в этом году 6-7 раз встречался с Саргсяном, и после того, как стало ясно о предстоящем подписании протоколов (о нормализации турецко-армянских отношений) Саргсян занял несоглашательскую позицию. Кроме того, Алиев в одном из заявлений стал более высоким голосом говорить о варианте 'войны'. Не стоит забывать, что инициатива несправедливого мира подтолкнет Азербайджан к войне.
Когда определенные советчики в нашей прессе поднимают эти проблемы, мы сталкиваемся с двумя моментами. Первый из них касается обвинений в адрес Азербайджана о причинах непризнания Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК). В последний раз даже председатель комиссии по международным делам парламента Турции Мурат Мерджан спросил об этом армянских депутатов. Прежде всего, необходимо отметить, что у Турции нет политики по признанию ТРСК. Она в свое время воспрепятствовала инициативам Пакистана и Бангладеш по признанию ТРСК. Может ли Анкара встать и сказать, что мы-де хотели, чтобы Баку признал ТРСК, а там не пожелали?
Конечно, она не может этого сказать. Если вы хотите признать ТРСК, то достаточно взглянуть на инициативы, которые предприняла Россия для признания Абхазии и Осетии (Южной). Что нужно сделать, ясно. Что из всего арсенала использовала Турция? Ничего. Между тем президент ТРСК Мехмет Али Талат в свое время четко называл конечной целью объединение с греко-кипрской общиной и желание вступить в Евросоюз. Ни у Турции, ни у ТРСК не было требований о признании. Наоборот, в условиях, когда известно о позиции (Северного Кипра) 'не признавайте нас, т.к. мы проводим переговоры об объединении с греческой общиной', обвинения в адрес Азербайджана о причинах непризнания ТРСК может быть плодом невежества или недоброго умысла.
Второй момент сводится к следующему. Скажем, Турция высказалась за необходимость признания ТРСК. Признает ли Азербайджан ТРСК в такой ситуации? Ответим сразу, что не сможет признать, и причина тому известна. Если стране, сталкивающейся с такой проблемой, как карабахская, при которой независимости требует отделившийся от нее регион, предлагают признать независимость другой территории, желающей независимости, то это равносильно подрыву собственных тезисов. В таком случае, Греция и греко-кипрская община Кипра вмиг признают Нагорный Карабах с тем, чтобы этот вопрос (урегулирования) зашел в тупик еще изнутри. Необходимо положить конец неинформированности и невежеству в этой проблеме.
Идея 'одна нация, два государства', которую совершенно правильно выдвинул покойный Гейдар Алиев, сегодня, к сожалению, находится под угрозой. Все предпринятые шаги и все совершенные ошибки словно спланированы для ее уничтожения. Занимавший в свое время пост помощника заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза, выступая в январе 2009 года на конференции в Ереване, в вопросе нормализации с Арменией выдвинул любопытную просьбу к Турции. Если вкратце, он призвал к изменению сложившихся взглядов об 'одной нации и двух государствах' между Турцией и Азербайджаном. В январе 2009 года этому призыву Брайзы не придали серьезного значения, однако происходящее сегодня, как мы видим, к сожалению, показывает, что все становится на свои места.
Синан Оган, президент Турецкого центра международных отношений и стратегического анализа (ТЮРКСАМ)