Турция, уже объявившая о своем намерении организовать с Россией совместное заседание правительств по типу тех, которые уже были недавно проведены с Ираком и Сирией, надеется осуществить эти планы со своим причерноморским соседом в начале декабря.
«Мы предложили такой же вариант России (как и проведение совместных заседаний кабинетов министров с Сирией и Ираком), однако в настоящий момент в этом направлении не предпринимается никаких конкретных действий», заявил на прошлой неделе премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) перед своим визитом в Ирак, в ходе которого он и еще девять сопровождавших его министров провели совместное заседание кабинетов с правительством Ирака. Эрдоган и его иракский коллега Нури аль-Малики (Nouri al-Maliki) выступили в качестве сопредседателей турецко-иракского Стратегического совета по сотрудничеству на высшем уровне.
В начале прошлой недели были проведены заседания турецко-сирийского Совета по стратегическому сотрудничеству на высшем уровне в сирийском городе Алеппо (Aleppo) и в турецком городе Газиантеп (Gaziantep). Именно тогда Эрдоган заявил, что договоренность о подобном механизме была достигнута во время визита российского премьер-министра в Анкару в августе этого года, когда было подписано также 20 соглашений о сотрудничестве в целом ряде областей, преимущественно в энергетической сфере. «Мы реализуем такой же механизм с Россией».
Время для проведения запланированного мероприятия с Россией выглядит особенно интересно, так как оно будет проходить перед открывающимся в декабре саммитом Европейского Совета. Наблюдатели полагают, что запланированная встреча с Россией – это послание в адрес членов Европейского Союза, которые предлагают Турции «привилегированное партнерство» вместо «полного членства». Наблюдатели также считают, что Турция покажет, каким образом устанавливается такого рода привилегированное партнерство на встрече с Россией. Турция твердо выступает против любых других вариантов, кроме полного членства в ЕС.
ЕС начал переговоры о членстве с Анкарой, являющейся кандидатом на вступление в ЕС с 1999 года, в октябре 2005 года. Однако эти переговоры идут медленно, так как Франция и Германия возражают против принятия Турции в ЕС. Кроме того, нерешенные спорные вопросы с Кипром и замедление реформ в Турции также осложняют процесс вступления.
Президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) и германский канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) – это наиболее известные европейские политики, выступающие против принятия Турции в ЕС. Саркози утверждает, что Турция не является частью Европы, тогда как Меркель проповедует «привилегированное партнерство», но против такого варианта категорически возражает Турция. Меркель и Саркози выступили в мае в Берлине с совместным заявлением, в котором было указано на то, что обе стороны имеют общую позицию по поводу принятия Турции в ЕС и что этой стране должно быть предложено «привилегированное партнерство», а не полное членство в ЕС.
Первые шаги на пути к проведению совместного заседания кабинетов министров были предприняты во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре этого года в Нью-Йорке, и тогда российский министр иностранных дел Сергей Лавров позитивно ответил на предложение своего турецкого коллеги Ахмета Давутоглу (Ahmet Davutoglu). После этого началась подготовка к совместному заседанию. Эту встречу Россия и Турция планируют провести на уровне министров. С другой стороны работой во время встреч с Ираком и Сирией руководили премьер-министры этих стран.
Гюль обсудил проблему Карабаха с Медведевым
По данным из турецких источников, президент Турции Абдулла Гюль (Abdullah Gul) в понедельник обсудил по телефону с российским президентом Дмитрием Медведевым ситуацию на Кавказе.
По имеющимся данным, президент Гюль попросил российского президента Медведева предпринять дополнительные усилия для разрешения конфликта в Нагорного Карабахе – территориального спора между Азербайджаном и Арменией.
Во время этого телефонного разговора Гюль попросил российского президента ускорить процесс поиска долговременного решения нагорно-карабахской проблемы и добавил, что Россия выступает как главная действующая сила на Южном Кавказе. Источники в окружении президента описывают это общение по телефону как «продолжительный, всеобъемлющий и полезный разговор для достижения стабильности и мира на Южном Кавказе».
Указывая на беспокойный Южный Кавказ, политические комментаторы признают, что даже позитивные жесты способны дестабилизировать этот регион. Из-за сближения Турции и Армении растет напряженность в отношениях с Азербайджаном, и президент Гюль прилагает много усилий для привлечения других международных сил с целью разрешения этого конфликта.
В то время как процесс ратификации протоколов о нормализации отношений между Турцией и Арменией идет как в турецком, так и армянском парламентах, президент Гюль также провел в октябре встречу с французским, российским и американским сопредседателями Минской группы. Эта группа вот уже на протяжении 17 лет пытается решить эту проблему, и турецкий президент попросил интенсифицировать мирные переговоры по поиску решения конфликта в Нагорном Карабахе.
По имеющимся данным, Медведев и Гюль в ходе своего разговора обсудили также турецко-армянские отношения, и Гюль объяснил, как проблема Карабаха влияет на отношения между Азербайджаном, Арменией и Турцией. «Нам нужна ваша помощь», сказал Гюль Медведеву. Со своей стороны Медведев пообещал, что Россия всегда будет поддерживать мирные усилии в этом регионе. Гюль и Медведев обсудили также проект строительства трубопровода South Stream, который будет проложен по дну черного моря для транспортировки российского природного газа. Медведев поблагодарил Гюля за возможность использовать турецкие территориальные воды для прокладки этого трубопровода.
Гюль недавно обсудил те же вопросы с американским президентом Бараком Обамой (Barack Obama). Кроме того, в ходе своего визита во Францию Гюль попросил президента этой страны Николя Саркози сделать все возможное для ускорения азербайджано-армянского мирного процесса. Как сообщается, Гюль заявил Саркози: «Решите проблему Нагорного Карабаха, и давайте вместе откроем границы. И пусть эта честь будет принадлежать вам».