В избирательной кампании произошли важные изменения: Юлия Тимошенко нарастила свой рейтинг на размер социологической погрешности, а Арсений Яценюк — наоборот, примерно на те же 2,5—3% потерял в доверии, и тенденция к падению у этого кандидата сохраняется.
На западном фронте — перемены
На протяжении нескольких последних недель большинство социологических компаний объявили результаты опросов общественного мнения относительно электоральных вкусов. Данные немного отличаются, но тенденции у большинства исследователей совпадают: рейтинг Арсения Яценюка, который еще весной находился на одной ступени с рейтингом Юлии Тимошенко, покатился вниз. По самым оптимистическим для лидера «Фронта перемен» данным, его отставание от лидера БЮТ составляет треть от общего количества ее сторонников, а согласно пессимистическим — половину (см. результаты исследований различных социологических компаний). Популярность Виктора Януковича практически не изменилась, увеличившись примерно на 1%.
Перефразируя Луи Армстронга, можно сказать: социологи зарегистрировали небольшие изменения в рейтингах и грандиозные изменения в избирательной кампании. Специалисты считают, что результаты второго тура во многом зависят от того, как «отстреляется» в первом лидер «Фронта перемен» и как в дальнейшем распределятся голоса его сторонников. Сегодня электорат Яценюка характеризуется двуполярностью симпатий: часть сторонников экс-спикера готова проголосовать во втором туре за Юлию Тимошенко, а другая часть — довольно многочисленная — под влиянием антиправительственной критики своего кумира планирует сделать выбор в пользу Виктора Януковича. Соответственно, прогнозируемое разочарование в Яценюке уменьшит количество тех, кто активно реагирует на антитимошенковскую риторику, то есть увеличит количество готовых голосовать против Януковича. Это во-первых. Последние срезы общественного мнения свидетельствуют, что в стране 20,3% граждан еще не определились, а 9,4% — готовы голосовать против всех. Изменив электоральный статус, Юлия Тимошенко может дополнительно рассчитывать на голоса тех жителей Центра и Запада, которые еще не определились, но потенциально готовы голосовать за «победителя».
Исходя из этих раскладов, важной задачей для Тимошенко является не только борьба с кризисом, но и снижение рейтинга главного «фронтовика» до 3—5%, чтобы «размыть» его среди других кандидатов.
Наталья Михайловна, подвиньтесь
Арсению Яценюку должно быть очень обидно: ведь снижение его рейтинга происходит одновременно с проведением довольно эффективной избирательной кампании. Правда, важно добавить — эффективной исключительно с технологической точки зрения. Выбранные штабом Яценюка каналы коммуникации работают довольно неплохо, особенно если речь идет о наглядной агитации: избиратели страны запомнили пестро-хамелеонистые билборды лучше, нежели рекламоносители других кандидатов, кроме того, довольно эффективной оказалась палаточная кампания «Фронта» с ее газетами в стиле «милитари». Например, если агитационные материалы Тимошенко знают 5,9% респондентов, Ющенко — 2,8, Януковича — 5,3, то Яценюка — 26%.
Другое дело, как украинцы отнеслись к рекламной кампании «Фронта перемен». Ирония судьбы в том, что агитация от украинского Рембо избирателям не понравилась: такого негатива не вызывала агитация ни одного из оппонентов Арсения Петровича. Правда, странные билборды только осложнили положение экс-спикера, тогда как главные причины снижения его популярности кроются в политических мессиджах, которые, начиная с апреля-мая, посылает своим избирателям Арсений Петрович.
Для начала замечу, что его традиционный электорат — жители Западной Украины, увидевшие в экс-спикере альтернативу «поколению Майдана». Вера в Яценюка была настолько сильна, что по числу симпатизирующих он длительное время опережал Юлию Тимошенко. Но вернуть утраченные позиции премьеру помог сам «фронтмен», развернувшись на электоральном поле, словно слон в посудной лавке: он начал говорить о нецелесообразности вступления в НАТО и о категорической невозможности признания УПА воюющей стороной, одновременно зарекомендовал себя в качестве сторонника приватизации украинской газотранспортной системы с возможной дальнейшей передачей акций россиянам, а в конфликте «Медведев — Ющенко» де-факто поддержал российского президента, заявив, что действующий президент Украины дал немало поводов для того, чтобы считать его политику антироссийской. Да и в российско-грузинском конфликте Арсений Петрович стал на сторону россиян.
Дальше — больше. В сентябре лидер «Фронта перемен» начал озвучивать главные тезисы своей предвыборной идеологии, оказавшиеся слишком красными. Яценюк очень резко отзывался о западных инвесторах, назвав часть из них спекулянтами, заговорил о необходимости вернуть жесткий контроль государства над экономикой и нарек приватизацию едва ли не самым большим злом периода независимости.
Вот, например, цитата от 2 октября: «Какие идеи мы преследовали, когда мы принимали решение о приватизации? Взять деньги, которые напечатаны большой финансовой пирамидой — американские доллары, евро, — получить эти средства?». Или же другая. «То, что произошло, означает только одно: окончательно доворовали государственное имущество. За 18 лет разграбили все, что можно разграбить. Никто ничего не создавал. Все, что было создано, — это было создано либо Советским Союзом, либо распродавали в рамках приватизации еще то, что построили Австро-Венгрия или Российская империя», — сказал политик, с 2003 года являвшийся непосредственным винтиком этой власти.
Часть откровений экс-спикера можно понять, но правила политической риторики неумолимы: если избиратель не воспринимает твою идеологию, то отказывается поддерживать и тебя. Арсений Петрович начал терять поддержку. При иных обстоятельствах Яценюка следовало бы заподозрить в том, что он является техническим кандидатом Тимошенко и переориентируется на избирательное поле Януковича. Но, во-первых, Арсений Петрович не устает говорить о действующем премьере как о самом большом зле последних пяти лет (не упоминая при этом других фигурантов власти, в том числе и уважаемого Виктора Федоровича), а во-вторых, в течение последних нескольких месяцев каких-то существенных изменений в популярности Яценюка на Востоке не произошло. Есть, правда, гипотеза, что штаб «Фронта» пытается повысить рейтинг кандидата за счет радикально настроенных избирателей, а также за счет не определившихся. Однако как Арсений Петрович планирует соединить под одним зонтиком консервативных западноукраинских избирателей и прогрессивных социализированных «протестантов», знает только он и его советники.
Янукович должен заработать
Пришло время проявить активность Виктору Януковичу. До сих пор ему, как и большинству украинцев, было неинтересно наблюдать за предвыборной кампанией ввиду отсутствия интриги: ближе всех к финишу был трамвай, стартовавший первым. Лидер регионалов ведет довольно вялую кампанию, и так же работают его предвыборные штабы. Такую стратегию можно объяснить не только высоким совокупным рейтингом Виктора Федоровича, но и «эффектом потолка» в привлечении новых сторонников. Похоже, экс-премьер извлек максимум из сориентированных на него восточных областей. С одной стороны, количество неопределившихся там весьма высоко, что, казалось бы, открывает дополнительные возможности по укреплению своих позиций. Однако, с другой стороны, Восток в политическом плане можно назвать самым депрессивным краем. Там мало доверяют правительству, но не жалуют и экс-премьера: в этих областях об отрицательном отношении к сине-белому кандидату заявляли от 15 до 27% респондентов. Так же трудно лидеру ПР «проталкиваться» и в Центре, где многие избиратели еще не определились, но и отрицательное отношение к этому кандидату порой достигает 48%.
Посему логическим выходом из ситуации для Виктора Федоровича будет найти замену Яценюку как влиятельному «правобережному» кандидату, который сможет существенно играть на снижение рейтинга Тимошенко, возможно, даже в обмен на будущее премьерство. Арсений Петрович мог бы стать хорошим претендентом на премьера при президентстве Виктора Федоровича, но сейчас он не может вести кампанию так же эффективно, как начал ее.
Беглый анализ кандидатов побуждает к выводу: сыграть в паре с Януковичем способен только один кандидат в президенты — действующий глава государства Виктор Ющенко. Так или иначе, он работает явно не на стороне главы правительства.
Если это предположение правдивое, то уже в ближайшее время нужно ожидать совместной деятельности секретариата президента и избирательного штаба регионалов не только на информационном уровне, но и в ЦИКе и избирательных комиссиях в общем. В любом случае ждать официального старта гонки осталось недолго, и тогда мы точно узнаем, как штаб Януковича ответит на усиление Тимошенко. Также стоит заметить, что последние социологические данные — отнюдь не приговор Арсению Яценюку и никоим образом не гарантия президентства Юлии Тимошенко. Это просто констатация того факта, что, начиная с октября, возможности кандидатов меняются. А дальше — пусть они работают.
Опрос проведен компанией SOCIS в период с 20 сентября по 1 октября 2009 г. Метод исследования — стандартизированное интервью face-to-face, выборка 5009 респондентов. Выборка репрезентативна для Украины в общем по таким показателям, как пол, возраст (18 лет и старше) и тип поселения (город/село). Погрешность выборки составляет ±1, 5%.